Новейшая история

17 июня 2014 г. ректором ГУАП была утверждена доктор экономических наук Юлия Анатольевна Антохина, выпускница ГУАП.

Юлия Анатольевна Антохина

Юлия Анатольевна Антохина, ректор ГУАП c 2014 года (р. 1976)

Юлия Анатольевна Антохина – доктор экономических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Лауреат премии им. Е. Р. Дашковой в области гуманитарных и общественных наук.

За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, достижения в исследованиях по актуальным проблемам образования в 2010 г. была удостоена звания Лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.

В 2013 г. ей присуждена премия Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.

В мае 2014 г. решением Ученого совета ГУАП Антохина награждена почетным знаком ГУАП «За заслуги». Также имеет ряд наград общественных организаций: медаль им. В. Н. Терешковой (2012 г.); орден им. Ю. А. Гагарина (2014 г.); медаль им. Д. И. Менделеева (2015 г.).

Автор более 40 научных работ, в числе которых – 4 монографии

Чисто по-женски могу сказать: быть ректором — это хлопотно. Я всегда говорю: я закончила любимый вуз, защитила здесь кандидатскую диссертацию, прошла путь от ведущего экономиста до начальника отдела, начальника управления, проректора по экономике, первого проректора, а теперь стала ректором. Я досконально знаю и структуру вуза, и его проблемы. Представляю все достоинства и недостатки не только вуза, но и всей высшей школы и ее реформы. Результаты тайных выборов показали, что люди доверяют мне, и я им очень благодарна за это. Бывает очень нелегко. Мне как женщине хочется навести идеальный порядок в своем хозяйстве. Успех коллектива всегда зависит от личного успеха каждого его члена – это мой девиз. Если каждый профессор, преподаватель, ассистент и, конечно, каждый студент будет успешен, самодостаточен, увлечен и обеспечен, то и работать, учиться, развиваться все они будут с огромным желанием. И тогда мы вырвемся на орбиту!

Ю. А. Антохина ответственно и творчески относится к своей работе, является компетентным руководителем, пользуется авторитетом у коллег и студентов, отличается высоким уровнем профессионализма и педагогического мастерства, эффективно использует знания и опыт научной работы в своей профессиональной деятельности, постоянно повышает свою квалификацию. Ее многолетний добросовестный труд неоднократно отмечен благодарностями, Почетными грамотами университета и другими наградами.

Каковы же, по мнению ректора ГУАП, Ю. А Антохиной, сегодня составляющие качества инженерного образования?

Известно, что на излете существования СССР в нашей стране сформировалась сильная школа инженерного образования. Работал ряд сильных технических вузов, выпускники которых приумножали славу отечественной науки. В период становления новой России инженерное образование отошло на второй план, что не могло не сказаться на его качестве. Профессорско-преподавательский состав вузов терял свои лучшие кадры. Материально-техническая база подготовки не только не развивалась, но зачастую деградировала. Многие выпускники технических специальностей оказывались невостребованными на предприятиях, которые переживали не лучшие времена. Молодые специалисты были вынуждены уходить в иные сферы деятельности, работать не по профилю утрачивая навыки и квалификацию.

В последние годы произошел позитивный сдвиг. Возрождение отечественной промышленности породило спрос на грамотных технических специалистов. Перед высшей школой встала задача их подготовки, а значит – и необходимости восстановить утраченные позиции. Однако этот процесс не должен стать реанимацией того, что было два десятка лет назад. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, во многом изменился и облик промышленности. Эти факторы требуют новых подходов к инженерному образованию. В то же время нельзя забывать прежний опыт и лучшие традиции отечественной высшей школы.

Когда речь заходит о развитии новых направлений деятельности, на первый план выходит проблема финансирования. Это, безусловно, важная, но не единственная проблема на пути развития инженерного образования. Сегодня государство дифференцированно подходит к бюджетному финансированию подготовки в вузах по разным направлениям. Налицо заметное превышение финансирования технических направлений по отношению, например, к экономическим или гуманитарным, что отражает реальное соотношение себестоимости подготовки «физиков» и «лириков».

Однако вливания бюджетных средств недостаточно для обеспечения качественной подготовки по инженерным направлениям, особенно с учетом накопившихся в системе высшего образования проблем. Именно поэтому важны дополнительные источники финансирования. Для государственного вуза основными источниками внебюджетных средств являются оказание платных образовательных услуг, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Опыт показывает, не все инженерные направления подготовки пользуются популярностью у абитуриентов, которые платят за свое обучение самостоятельно. Здесь, по словам Ю. А. Антохиной, важна осознанная политика технического вуза по формированию перечня реализуемых направлений подготовки. Нельзя терять свое лицо как технического вуза, ориентируясь на популярные, но не соответствующие профилю направления. В то же время необходимо иметь сбалансированный набор направлений, обеспечивающий как бюджетное, так и внебюджетное финансирование. Важность НИОКР для технических вузов сложно пе-реоценить. Безусловно, это источник дополнительного финансирования. Однако без выполнения профессорско-преподавательским составом вуза реальных работ невозможно качественное образование

Важно не только заработать средства, но и грамотно ими распорядиться. ГУАП, являясь автономным образовательным учреждением, вошел в тройку вузов с самым высоким средним уровнем заработной платы на Северо-Западе страны. Это позволяет не только предотвращать «утечку мозгов», в том числе из числа перспективной молодежи, но и привлекать новые кадры. Достаточно привлекательная зарплата и разумная кадровая политика позволяют вернуть людей, ушедших в сложные годы на вольные хлеба, однако в то же время набравших опыта работы по своему профилю.

Серьезным подспорьем для университета стала победа в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенном Минобрнауки РФ в конце 2011 года.

Программа ГУАП включает комплекс мероприятий: модернизацию образовательного и научно-исследовательского процессов и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся, модернизацию инфраструктуры и совершенствование организационной структуры вуза, создание и развитие эффективной системы управления.

Частью этих изменений стала реорганизация факультетов, в ходе которой технические факультеты были преобразованы в научно-образовательные институты. Это связано с необходимостью усиления научной компоненты в вузе и развитием инновационной деятельности, а также необходимостью развития магистерской и уровневой подготовки в целом, технические факультеты не просто изменили названия – во вновь образованных институтах произошло объединение образовательной и научной деятельности за счет создания научно-образовательных центров, развития лабораторной базы и научно-экспериментальных исследований. Наука в ГУАП становится частью образовательного процесса.

Для развития качественного инженерного образования важна не только модернизация внутренней структуры, но и связи вуза с окружающим миром и, прежде всего, потенциальными работодателями выпускников. Существуют наработанные десятилетиями формы такого взаимодействия: привлечение представителей работодателей к образовательной деятельности, организация практики студентов на предприятиях, создание базовых кафедр. Все это не потеряло актуальности и сегодня. Однако изменившиеся обстоятельства вызвали к жизни новые формы сотрудничества.

Одной из инноваций является кластерная модель, которая завоевала популярность во всем мире. Создание кластеров в России инициировало Министерство экономического развития РФ. Санкт-Петербургский территориальный инновационный аэрокосмический кластер (СПАКК), созданный в 2011 году, является зримым результатом частно-государственного партнерства. В кластерной структуре есть понятие якорных, т. е. основных предприятий и научных центров, которые расположены на территории кластера и являются для него системообразующими. Для Санкт-Петербургского аэрокосмического кластера головным научно-образовательным центром является ГУАП.

Говоря о современном инженерном образовании, нельзя не отметить динамику научно-технического прогресса в последние годы. В очень многих областях, особенно в сфере информационных технологий, знания, которые ранее оставались актуальными на протяжении десятилетий, сегодня устаревают в течение года. Поэтому обучение не завершается на этапе получения документа об образовании. Если раньше речь шла об образовании в процессе профессиональной деятельности для совершенствования, то теперь повышение квалификации необходимо специалисту, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Поэтому существенную роль начинает играть дополнительное профессиональное образование (ДПО) – повышение квалификации, переподготовка. Возросшее значение ДПО в реалиях сегодняшнего дня понимает и государство. Подтверждением служит, в частности, Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы, участником которой стал ГУАП.

Однако важно не само по себе дополнительное образование, а наличие еще одного звена образовательной цепочки. В ГУАП выстроена подобная цепочка: среднее профессиональное образование – многоуровневое высшее профессиональное образование подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование. Подобная структура предоставляет человеку возможность получить образование, поднимаясь до того уровня, который ему необходим. Достигнув определенного уровня и вступив на путь профессиональной деятельности, он может позже продолжить образование – на следующем уровне. Так на практике реализуется принцип «образование через всю жизнь».

Динамичное развитие различных отраслей промышленности, нуждаю-щихся в высококвалифицированных кадрах, дает мощный стимул к дальнейшему развитию инженерного образования в России, а также уверенность в том, что выпускники технических вузов будут обеспечены интересной работой и достойной зарплатой.

Сегодня ГУАП – один из немногих вузов, набор в который увеличивается из года в год. 5 марта 2015 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил план подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, в котором определены также контрольные цифры приема. Из всех вузов Северо-Запада в этот список попали всего 13, и наш университет находится в нем на одном из первых мест. Объясняется это тем, что ГУАП – один из немногих вузов, где сохраняется специалитет. Мировая практика показывает, что за период обучения в бакалавриате можно овладеть основными азами профессии, но если мы говорим о высшем образовании по техническим направлениям, то подготовить высококвалифицированного инженера за четыре года невозможно. Профессии, востребованные организациями, входящими в ОПК, нуждаются именно в специалистах и в выпускниках магистратуры. При наличии такой образовательной практики наши специалисты остаются очень востребованными предприятиями Северо-Запада. Мы гордимся тем, что сохранили уникальный в мировой образовательной практике профиль — аэрокосмическое приборостроение. Наш вуз возглавляет Консорциум аэрокосмических вузов России. ГУАП отличается от других авиационных и космических вузов тем, что занимается не оболочкой летательных аппаратов, ракетоносителей, а их начинкой — разработкой всей радиоэлектроники, а также обучением отслеживания этих летательных аппаратов.

В вузе работает несколько учреждений для учащихся старших классов: юношеская аэрокосмическая школа высоких технологий «Авионика», школа инновационных технологий «Орион». ГУАП на протяжении многих лет является лидером по приему именно петербургских либо проживающих в Ленинградской области студентов. На протяжении последних трех лет процент приема иногородних на первый курс составляет 48 % – и это результат активной профориентационной работы. Школы «Авионика», «Орион» занимаются обучением детей с 8-го по 11-й класс. Учащиеся этих школ имеют возможность бывать на предприятиях, в лабораториях и технопарках. В этих школах идет активная работа по повышению уровня преподавания физики и математики — это основные предметы, которые требуются для поступления в наш университет. Авионика» работает на базе института аэрокосмических приборов и систем. Ее ученики знакомятся с азами авиации, ракетостроения, космонавтики, приборостроения, радиоэлектроники, прикладных информационных технологий, а занятия проводятся, в том числе, и на аэродромах, тренажерах авиационной техники. Школа «Орион» учреждена на базе института инноватики и базовой магистерской подготовки. Обучение там сопровождается разработкой собственного инновационного проекта под руководством наших преподавателей. Учащиеся выезжают в филиал Кировского завода в Тихвине и там знакомятся с производством. Каждый год на протяжении шести лет в течение нескольких недель реализуется профориентационная программа «Ветер перемен». ГУАП сегодня сотрудничает примерно со 120 школами Петербурга и Ленобласти – Это своего рода выставка крупнейших предприятий. Старшеклассники получают там необходимую им для выбора профессии информацию, старшекурсники находят предприятия, где проходят практику, а впоследствии нередко остаются работать.

Как и прежде, сегодня ГУАП осуществляет целевую подготовку специалистов оборонной направленности и цифры целевого набора студентов по-прежнему высоки. Например, в 2014 году в университет поступили 600 студентов-целевиков при общем наборе в 1100 человек. Силами университета обеспечивается кадрами представительство «Роскосмоса» в Петербурге — «Арсенал». Активно идет сотрудничество с «Росатомом», который крайне заинтересован в выпускниках института радиотехники, электроники и связи; с холдинговой компанией «Ленинец», президент которой, Анатолий Александрович Турчак, как и его сын, Андрей Анатольевич Турчак, – выпускники ГУАП. Концерн «Гранит-электрон», который занимается, в первую очередь, судостроением, также нуждается в наших специалистах. В концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» входит несколько крупных организаций.

В Петербурге это Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА), откуда ГУАП получает большое количество заказов. Сейчас основная задача университета — организовать в вузе проектно-технологическую магистратуру: нужно, чтобы обучение в магистратуре проходило в основном на предприятии. Так человек уже в процессе обучения получает навыки работы на конкретном предприятии и приходит по окончании магистратуры на это же предприятие уже готовым хорошим специалистом, востребованным и понимающим предмет. «Мы надеемся, что с помощью внедрения проектно-технологической магистратуры мы будем выпускать высококвалифицированных специалистов с навыками работы на предприятиях, с умением принимать, в том числе, и управленческие решения», – отмечает Ю. А. Антохина.

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ГУАП сегодня является институт военного образования, который неизменно пользуется популярностью у абитуриентов. Учебный военный центр готовит офицеров запаса, а также офицеров для военной службы по контракту в Вооруженных силах РФ по военно-учетным специальностям. 350 человек ежегодно становятся офицерами запаса. В сентябре 2014 году ГУАП получил заказ от Министерства обороны РФ через Министерство образования РФ на подготовку сержантов и солдат. Наши будущие студенты подписывают контракт с Министерством обороны, получают дополнительную стипендию и по окончании обучения командируются для прохождения военной службы. Их распределяют на службу на год или два согласно контракту. Если в процессе обучения студент понимает, что не годится для военной службы, контракт может быть расторгнут при условии, что студентом будут возмещены потраченные на него средства. Однако обычно таких немного – примерно два человека со всего курса. Подготовка для заказа Министерства обороны РФ проходит по трем направлениям: «Метрология», «Ракетные войска стратегического назначения» и «Противовоздушная оборона».

Университетом проводится целенаправленная работа по совершенствованию качества учебного и научного процессов.

Для успешной реализации задач по управлению качеством научной и образовательной деятельности в университете, начиная с 2006 года, внедрена и сертифицирована на соответствие международным стандартам ISO 9000 Система менеджмента качества (СМК). Разработку и обеспечение успешного функционирования СМК осуществляет отдел управления качеством образования. Сотрудники отдела — высококвалифицированные, преданные делу специалисты, среди них кандидат технических наук Н. В. Маркелова, доктор технических наук, профессор А. Г. Варжапетян, кандидат технических наук, доцент А. А. Мартынов, кандидат технических наук, доцент Л. В. Рудакова и другие.

В 2015 году под руководством председателя Совета по качеству научно-образовательной деятельности Ю. А. Антохиной была успешно проведена очередная ресертификация СМК ГУАП, по результатам которой университету были вручены сертификаты на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001–2011 применительно к ведению образовательной деятельности в сфере высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования российских и иностранных граждан и проведение научных исследований.

Мировая научная известность ГУАП основана на партнерских отношениях с многочисленными зарубежными образовательными структурами: подписаны соглашения о сотрудничестве в области научных исследования, стажировок, создания совместных лабораторий, проведения совместных международных мероприятий с такими университетами, как университет Дели Студи Рома Тре (Италия), университет Франш-комтэ (Франция), Высшая национальная школа электроники — ENSEA (Франция), Будапештский технический университет (Венгрия), Католический университет г. Буэнос-Айреса (Аргентина), Китайский центр развития талантов в космической области (КНР), университет Мак Мастер (Канада), Будапештский унивеърситет технологии и экономики (Венгрия), Политехнический университет Мадрида (Испания), Хариссон-колледж (США), университет Бен-Гуриона (Израиль), Технический университет Тампере (TUT) и др.

Сегодня ГУАП интенсивно развивается в сторону инновационного, или исследовательского, университета. Обладая собственной лабораторной базой, имея тесные связи с ведущими отраслевыми институтами, институтами РАН, крупнейшими предприятиями отрасли, концентрируя в своих стенах сильнейших ученых и целые поколения молодых специалистов, ГУАП в состоянии эффективно работать над решением целого ряда актуальных проблем современной науки и техники. И подтверждают все это результаты научных конкурсов, выигранные гранты, награды и премии ученых и студентов вузов, наконец, растущий международный авторитет ГУАП как ведущего образовательного и научного центра.

ГУАП сегодня – это конкурентоспособное образовательное учреждение, рассматриваемое партнерами по образованию как часть европейской высшей школы, способное обеспечить совместимость сравнимость, взаимное признание дипломов, степеней, квалификаций, способное к росту в области академической и профессиональной мобильности будущих специалистов.

Наш университет является одним из ведущих в стране и мире научно-образовательных учреждений в области авиационно-космических комплексов, систем управления, новейших образовательных технологий в экономике. Выпускники университета — главные инженеры, генеральные конструкторы, руководители крупных промышленных предприятий, экономисты, правоведы — в течение многих десятилетий определяли и продолжают определять облик авиационной, космической отраслей, народно-хозяйственного комплекса России в целом.

Мы начинали внедрять многоуровневую систему образования одними из первых. На всех специальностях, на которых это было возможно, получено разрешение и проведено лицензирование на подготовку бакалавров и магистров.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность университета характеризуется широким спектром научных направлений:

Наряду с преподавателями, активно участвуют в научной жизни университета студенты и аспиранты. Более 60 лет в вузе действует студенческое научное общество (СНО), аспирантура, докторантура, работают диссертационные советы, издаются научные журналы. Вуз старается привить интерес к науке, дать почувствовать вкус к научным исследованиям студентам с самых первых лет обучения в университете. Ежегодно в вузе проводятся студенческие научные конференции и выставки научно-технического творчества. В ГУАП принято материально поддерживать активное участие студентов в научной жизни: отличившимся студентам назначаются именные стипендии фирм Siemens, LG, Samsung, Intel, стипендии ISA по результатам научно-исследовательской работы.

ГУАП признан в числе 5 вузов Санкт-Петербурга победителем конкурса поддержки Программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования России.

В вузе создана и успешно работает широкая сеть инновационных центров и лабораторий.

Достижения ученых ЛИАП – ГУАП имеют огромное значение для развития авиационного и аэрокосмического приборостроения, для модернизации экономики России.