Стратегия обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности

Разработано: Центром управления качеством образования
Исполнители: Ю.А. Антохина, В.М. Боер, А.П. Ястребов, Н.В. Маркелова
Внесено: Проректором по учебно–воспитательной работе В.М. Боером
Утвержден и введен в действие: приказом ГУАП № 65 – 143/15 от 18.05.2015 и в соответствии с решением Учёного Совета от 23.04.2015 года, протокол № УС–04.
Вводится впервые

Введение

Обеспечение качества научно–образовательной деятельности – процесс создания условий, способствующих улучшению качества образования: обеспечения учебными ресурсами, инфраструктурой, учебными планами и программами. Гарантии качества научно–образовательной деятельности охватывают все элементы образовательного процесса на всех этапах его жизненного цикла от планирования и реализации до выпуска готового специалиста. Управление качеством, улучшение качества, контроль качества и оценка качества – средства, обеспечивающие гарантию качества. Настоящая Стратегия обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности сформирована с целью совершенствования образовательной деятельности Санкт–Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения и его филиалов.

1 Общие положения

Стратегия обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности (далее Стратегия):

1.1. Опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования в области образования, отражает требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273–Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, а также Устава ГУАП.

1.2. Определяет цели, направленные на обеспечение успешной деятельности ГУАП на отечественном и зарубежном рынке, на превращение его в мощный современный университет с богатой инфраструктурой и диверсификацией предлагаемых образовательных услуг потребителям.

1.3. Направлена на оценку и постоянное улучшение качества подготовки выпускников ГУАП всех уровней и форм обучения.

1.4. Является основой для разработки новых и корректировки действующих планово–программных документов, определяющих основные приоритеты обеспечения гарантии качества образования.

1.5. Реализуется на всех уровнях управления ГУАП и может подвергаться анализу и пересмотру в случае необходимости.

Руководство университета берет на себя обязанность обеспечить доведение, понимание и эффективную реализацию всеми сотрудниками настоящей Стратегии.

2 Миссия и политика в области качества

Миссия ГУАП состоит в интеграции образовательной, научной, культурной и инновационной деятельности, обеспечении потребностей общества и государства в широком спектре приоритетных образовательных программ, развитии приоритетных направлений науки, техники и технологий, формировании высококвалифицированных, гармонически развитых и компетентных специалистов, активном воздействии на научно–техническое, социально–экономическое и духовное развитие региона и федеральных округов России.

ГУАП, реализуя Миссию, в своей деятельности по обеспечению гарантии качества руководствуется Политикой в области качества.

Политика ГУАП в области качества научно–образовательной деятельности

ГУАП определил политику в области качества как стремление обеспечить растущие потребности населения, предприятий, государства в оказании образовательных услуг в области аэрокосмического приборостроения на уровне, способствующем международной интеграции, повышению конкурентоспособности и развитию российской науки и промышленности, а также обеспечивающем профессиональный и личностный рост специалистов.

Утверждая и разъясняя политику в области качества, руководство университета исходит из того, что она правильно понимается и признается всеми работниками университета, при этом:

Основным направлением Политики в области качества является развитие творческого и научного потенциалов профессорско–преподавательского состава (ППС), создание творческого напряжения при проведении учебного процесса и научных исследований, т.е. обеспечение приоритета качества человеческого фактора, от которого зависит степень достижения корпоративных и личностных целей как ППС (степень удовлетворенности работой и ее результатами), так и учащихся (степень удовлетворенности процессом обучения и его результатами).

Высокое качество организации научной и учебно–воспитательной работы в университете основывается на следующих принципах: всесторонность и системность (комплексность), фундаментальность (основательность), гуманизация, непрерывность, преемственность и т.п.

Среди работ по качеству важная роль отводится маркетинговым исследованиям рынка, т.е. определению существующих и ожидаемых в перспективе требований к качеству научно–образовательной деятельности для последующего обоснования и принятия базовых показателей качества.

Оценка и управление качеством в университете осуществляется по специальной методике, отраженной в «Руководстве по качеству» и других документах системы менеджмента качества.

Действующая СМК университета подлежит сертификации на соответствие требованиям международных стандартов.

Настоящая Политика реализуется в рамках СМК посредством:

Основные задачи в области качества научно–образовательной деятельности

Основными задачами ГУАП в области качества научно–образовательной деятельности являются:

Эффективность и действенность политики управления качеством научно–образовательной деятельности ежегодно анализируется Руководством университета и, если возникает необходимость, в нее вносятся изменения, дополнения или корректировки.

Миссия и политика в области качества ГУАП являются основой реализации стратегии университета по обеспечению гарантии качества.

3 Основные задачи стратегии

3.1. Реализация на основе взаимовыгодного стратегического партнерства с работодателями и всеми заинтересованными сторонами согласованного спектра уровней и форм получения непрерывного профессионального образования, обеспечивающего для каждого обучающегося возможность формирования образовательной траектории с учетом дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

3.2. Повышение эффективности и результативности научно–исследовательской и инновационной деятельности, более полное использование научного потенциала университета для повышения качества подготовки выпускников, реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех этапах подготовки выпускников.

3.3. Подготовка научно–педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и инновационным мышлением, обеспечивающих внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, проблемно–ориентированного обучения, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

3.4. Совершенствование организационной структуры университета с целью повышения эффективности управления.

3.5. Непрерывное совершенствование системы менеджмента качества на основе удовлетворения требований всех категорий потребителей с целью обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности,

3.6. Развитие международного партнерства в научной, образовательной и инновационной сферах.

3.7. Развитие у обучающихся компетенций в соответствии с образовательными стандартами, формирование ценностных ориентаций и устойчивой мотивации к получению новых знаний и культурному развитию.

4 Достижение задач стратегии обеспечивается:

5 Организация системы менеджмента качества

Фундаментом системы обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности в ГУАП является система менеджмента качества, гарантирующая достижение образовательных целей и ожидаемых результатов обучения по каждой реализуемой образовательной программе.

Система менеджмента качества является частью системы управления университетом, которая обеспечивает скоординированную деятельность в отношении содержания, технологии, методов и средств работы руководителей, сотрудников, преподавателей и студентов по дальнейшему улучшению качества образовательного процесса и профессиональной компетентности выпускников университета. Деятельность в области управления качеством образования направлена на разработку и поддержку реализации политики, целей и гарантии качества, обеспечение достижения этих целей лежит в основе постоянного улучшения всех процессов в вузе.

Система менеджмента качества предназначена для практической реализации политики и стратегии университета по улучшению качества образования и поддерживающих видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.

В университете гарантии качества научно–образовательной деятельности обеспечиваются соответствующей структурой системы менеджмента качества и комплексом взаимосвязанных процессов на основе разработанных нормативно–методических документов по планированию, организации и контролю.

Сотрудники университета, в том числе и руководители всех уровней, выстраивают свою деятельность на основе имеющейся нормативно–правовой базы вуза. Функции, задачи и обязанности кафедр, институтов, факультетов, других структурных подразделений направлены на успешную реализацию стратегии обеспечения гарантии качества. Преподаватели и сотрудники университета прилагают усилия к тому, чтобы университет подтверждал заслуженное признание на российском и мировом рынках образовательных услуг. Стратегия обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности и Политика в области качества реализуются на всех уровнях управления и подвергаются анализу и пересмотру в случае необходимости.

6 Ожидаемые результаты реализации стратегии

Реализация Стратегии позволит:

Заключение

Стратегия обеспечения гарантии качества научно–образовательной деятельности в полной мере поддерживается материально–технической базой, созданной за время существования ГУАП.

Деятельность коллектива направлена на удовлетворение запросов потребностей, ожиданий и требований обучающихся и работодателей, органов государственной власти и иных заинтересованных структур и лиц в отношении образовательных, научно–исследовательских и иных услуг и видов деятельности, осуществляемых университетом.

Повышение качества подготовки выпускников в условиях современной экономики непосредственно связано с укреплением сотрудничества ГУАП с ключевыми российскими и зарубежными партнерами и предприятиями.

С момента создания и до настоящего времени ГУАП постоянно подтверждает свое стремление и способность к интеграции в мировое образовательное пространство, а также реализации системы мер, направленных на обеспечение высокой конкурентоспособности вуза и его выпускников.