Основное здание Университета располагается в самом центре города. За улицей Якубовича, идущей параллельно Конногвардейскому бульвару, находится здание Офицерского корпуса казарм лейб-гвардейского Конного полка, построенное архитектором И.Д.Черником в 1847 г.
Оно занимает участок вдоль Мойки до Конногвардейского переулка. Квартировавший в здании полк был элитным военным подразделением российской армии, в нем служили представители многих аристократических фамилий. Здание украшают расположенные над входом знаки воинской доблести знамена, шлемы, латы.
В советские времена в этом здании размещалось Высшее морское пограничное училище. А в 1960 году здание по ул. Герцена, 67.(ныне Большая Морская ул.) было передано Ленинградскому институту авиационного приборостроения в дополнение к помещениям Чесменского дворца.
Это здание стало основным зданием института, в котором размещается администрация, главная библиотека, различные службы, научно-исследовательская часть, обучаются студенты старших курсов, проводится защита дипломных проектов и заседания ученых советов, работает приемная комиссия.
Участок за переулком «на погорелых местах» от Главной полицмейстерской канцелярии получил генерал-фельдмаршал граф Петр Иванович Шувалов и на отведенном месте построил каменный дом. Его сын Андрей Петрович Шувалов в 1764 году продал строение вместе с садом и остатками кирпича и камня купцу Брумбергу, владельцу соседнего дома. Огромный двор, с устроенными на нем лесными складами, простирался от Мойки до нынешней улицы Якубовича.
В 1765 году «со второго дня святыя пасхи» на пустыре Брумберга на средства Полицмейстерской канцелярии открылся бесплатный «Всенародный» театр, куда допускались все желающие. Театр был истинно демократическим (Штелин назвал его вульгарным), здесь бывала и «чернь», и купцы, и чиновники, и не только представители аристократии - приезжал и наследник Павел Петрович, и даже императрица. Простые зрители довольствовались штабелями леса, а благородные смотрели спектакль, не выходя из колясок. На открытой сцене играла, в сущности, любительская труппа, в основном - наборщики академической типографии, получавшие от полиции по 50 копеек за спектакль. Один из них был «медиатором» - режиссером. Играли обычно «французские штуки на наши русские манеры обделанные».
В связи с упомянутым театром можно привести интересный пример русской театральной критики XVIII века - письмо В.И. Лукина к Б.Е. Ельчанинову. Оба они принадлежали к кружку И.П. Елагина, занимались драматургией, стремились превратить театр в национально-воспитательное учреждение. Отрывок из письма: «О сем позорище (в те времена — синоним слова «зрелище» - авт.), может быть, ты и не слыхал, живучи в стране, о театре нимало не пекущейся, и я согрешил бы пред тобой, не уведомив тебя о том, что сведения всякого человека, пользу общественную любящего, достойно. Со второго дня святой пасхи открылся сей театр. Он сделан на пустыре за Малой Морской (так тогда часто называли часть Большой Морской за Исаакиевской площадью. - авт.). Наш низкой степени народ так великую жадность к нему показал, что оставя другие свои забавы... ежедневно на оное зрелище сбирается... Словом, я искренне тебя уверяю, что сие для народа упражнение весьма полезно и потому похвалы достойно».
В 1770 году участок купил «санкт-петербургский купец французской нации» И.А. Поше. Он собирался построить здесь каменный театр, но умер, не успев осуществить своего намерения.
В конце XVIII века территорию занимал плац лейб-гвардии Кавалергардского полка. В 1807 году казармы Кавалергардского полка, расположенные за плацем и вдоль канала на месте Конногвардейского бульвара, отданы полку Конной гвардии, и на более поздних планах на месте современного дома 67 показано «Конногвардейское парадное место». На плацу проводились парады и учения на крупных тяжелых конях обязательно вороной масти.
Бывший Провиантский переулок стал называться Конногвардейским и носит это название до сих пор, а Конногвардейский полк располагался в этом районе почти до самой революции. Свою историю полк Конной гвардии вел от «лейб-шквадрона» — личного конвоя А.Д. Меншикова, который участвовал в Северной войне, сражался под Полтавой. В 1730 году Анна Иоанновна, увеличив личный состав эскадрона до тысячи человек, назвала его Конногвардейским полком. Отличился полк в сражениях при Бородине, Кульме, Лейпциге, имя его золотыми буквами написано на арке Нарвских ворот. Шефами полка состояли почти все цари и царицы от Анны Иоанновны до Николая II.
В 1820 году в полку была устроена школа взаимного обучения по ланкастерской системе для 50 нижних чинов, которую через два года заменили Училищем военных кантонистов для солдатских детей. В «Алфавите декабристов» числятся 11 офицеров Конной гвардии, в том числе поэт-декабрист А.И. Одоевский. 14 декабря 1825 года около 12 часов дня сюда прибыл генерал-губернатор М.А. Милорадович, чтобы вывести полк против восставших, но не дождался и уехал на Сенатскую площадь: офицеры собирались долго, так как многие конногвардейцы сочувствовали восставшим. Но командовавший полком А.Ф. Орлов все же вывел его в поддержку Николаю I.
В 1844 году командиром полка стал П.П. Ланской, женившийся в это время на вдове А.С. Пушкина Наталье Николаевне. Оба сына Пушкина позже служили под началом своего отчима. В годы командования Ланского на территории полка осуществлено много перестроек и новых построек. В 1849 году на создавшейся в связи со строительством моста через Неву Благовещенской площади (ныне площадь Труда) К.А. Тоном возведена полковая церковь Благовещения (не сохранилась). Между вновь проложенной Благовещенской улицей (ныне улица Труда) и Конногвардейским переулком на месте плаца в 1844 — 1849 годах архитектор Иван Денисович Черник построил офицерский корпус Конногвардейского полка (дом 67).
Интересна биография Черника. Он родился в 1811 году в Екатеринодаре (Краснодар) в семье казака. В 12 лет пешком пришел в Петербург для поступления в Академию художеств, окончив которую получил звание классного художника архитектуры. Будучи пансионером Черноморского войска, получил возможность ознакомиться с военной архитектурой в Европе. Впоследствии был генерал-майором, потом тайным советником, профессором Академии художеств. Над входом в здание, построенное Черником, с гранитным цоколем и порталом, рустованной штукатуркой и оригинальным аттиком до сих пор сохранились знаки военной доблести — знамена, шлемы, латы.
В 1900 году в этом доме работал Санкт-Петербургский окружной военный суд. Сейчас в этом громадном доме располагается Санкт-Петербургский государственный Университет аэрокосмического приборостроения. В январе 1941 года на базе Автодорожного института, выделившегося в 1930 году из Института инженеров путей сообщения, был организован Ленинградский авиационный институт, помещавшийся в здании бывшей Чесменской богадельни около Московского проспекта. В 1960-х годах институт, получивший название Ленинградского института авиационного приборостроения, занял в дополнение к старому зданию этот дом на Большой Морской улице.
За зданием университета аэрокосмического приборостроения проходит улица Труда (бывшая Благовещенская), а немного дальше — Крюков канал, прорытый от Невы до Мойки в 1719 году (получивший имя подрядчика Семена Крюкова, руководившего работами). Между ними находится мост через Мойку. В постановлении комиссии о Санкт-Петербургском строении в 1738 году мост через речку Мойку у Крюкова канала назван Цветным. Следующий мост у Галерного двора (Храповицкий) — Желтым, а поскольку были мосты Зеленый, Красный, Синий и Белый, то по распоряжению Комиссии следовало «против которых званиев те мосты... выкрасить». Хотелось бы увидеть, какой краской выкрасили Цветной мост. Не зря это название вскоре исчезло. На более поздних планах мост называется Желтым или Поцелуевым. Последнее закрепившееся за ним название связывают с названием должности содержателя кабака «целовальник» или с фамилией кабатчика «Поцелуев».
Считают, что кабак находился на противоположном берегу Мойки. Возможно, и там был кабак, но на плане 1755 года в глубине участка на этой стороне показан «старый кабак» и на берегу Мойки отведено место для нового.
В течение летнего сезона 1816 года Поцелуев мост построен заново из чугуна по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте. Газета «Северная почта» 12 августа 1816 года сообщала: «Ящики, из коих он состоит, отлиты за 2637 верст отсюда на Пермских г. тайного советника Демидова (Николая Никитича - авт.) заводах... Величиною, отделкою и красотою, ровно как и скоростью построения превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые мосты... Таковые мосты, коим подобных в таковом числе нет ни в одной столице Европы...»
При подготовке материалов были использованы следующие источники: