25 января 1941 года Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик принял постановление о создании Ленинградского авиационный института. Эта дата является официальным днем рождения нашего вуза.
К 1941 году СССР уже имел мощную авиационную промышленность, работали научно-исследовательские институты, конструкторские бюро.
Для обеспечения авиационной отрасли высококвалифицированными кадрами еще в 1930 году были созданы Московский и Харьковский авиационные институты, в 1932 году - авиационные институты в Казани и Рыбинске. В 1940 году был открыт Московский авиационный технологический институт.
Назрела необходимость готовить специалистов с высшим образованием и в Ленинграде, где работали самолетостроительные, моторостроительные и приборостроительные предприятия и имелся значительный научный и педагогический потенциал.
ЛАИ был размещен в здании Чесменского дворца
Ленинградский авиационный институт имел три факультета: самолетостроительный, приборостроительный и моторостроительный.
Обстановка, в которой создавался институт, была чрезвычайно сложной. Это был период, когда все шире разгоралось пламя Второй мировой войны, когда нарастала опасность нападения на нашу страну.
Первый набор в институт проводился сразу на четыре курса всех трех факультетов из нескольких ленинградских вузов: политехнического института, университета, института железнодорожного транспорта, электротехнического института, института связи, автодорожного и др. В результате было набрано 1217 студентов, занятия начались 15 февраля 1941 года.
В 1941 году первыми студентами института стали И. Ф. Образцов (впоследствии министр высшего и среднего специального образования РСФСР, действительный член АН СССР), К. И. Рыжов, являвшийся в дальнейшем в течение 30 лет деканом вечернего факультета ЛИАП, Ф. А. Богачёв, В. И. Метельский, Е. П. Словоохотов, К. М. Бармичёв, после окончания института всю жизнь проработавшие в ЛИАП на различных должностях.
Директором (ректором) нового института был назначен кандидат технических наук, доцент Федор Петрович Катаев, работавший до этого директором Ленинградского автодорожного института.
Родился в 1901 г. в Вятской губернии в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу в с. Сезенево, затем рабфак в г. Вятке. В 1925 г. поступил в Ленинградский институт инженеров путей сообщения. В 1930 г. окончил его и поступил в аспирантуру Ленинградского автодорожного института. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он уже в 1930 г. был назначен деканом факультета дорожных машин, в 1931 г. – заместителем директора по учебно-научной работе этого же института, а в 1936 г. был назначен директором Ленинградского автодорожного института.
С 1941 г. – директор Ленинградского авиационного института.
В 1943–1944 гг. работал доцентом кафедры дорожно-строительных машин Московского автодорожного института. В эти годы он принимал участие в организации Ленинградского института авиационного приборостроения. После восстановления его деятельности в феврале 1945 г. был назначен директором (ректором) ЛИАП и возглавил кафедру деталей машин. Ректором ЛИАП он оставался до 1950 г., а затем перешел работать в Ленинградский военно-механический институт, где проработал доцентом до 1957 г.
С 1957 г. – профессор кафедры дорожно-строительных машин Московского автодорожного института. Имел научные труды и правительственные награды
Учебной работой в этот период руководил Т. А. Розет. Деканами факультетов были назначены: самолетостроительным – О. Н. Розанов, приборостроительным – В. А. Павлов, моторостроительным – Д. И. Кириченко.
Большую помощь в организации и оборудовании новых кафедр и лабораторий оказали институту ленинградские предприятия. Часть оборудования и приборов была передана институту из Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота, реорганизованного в начале 1941 года в Военно-воздушную акаедемию (в дальнейшем академия им. А. Ф. Можайского). Ряд штатных преподавателей академии (О. Н. Розанов, Н. А. Рынин, В. Я. Крылов, А. И. Неймарк) перешли работать во вновь созданный институт. Заведующим кафедрой конструкции и расчета самолетов стал О. Н. Розанов. Он возглавлял эту кафедру до 1960 года. Кафедру теоретической и прикладной аэродинамики возглавил профессор К. И. Страхович. Во главе кафедры авиационного материаловедения встал доктор технических наук, профессор И. А. Одинг (впоследствии член-корреспондент АН СССР); кафедрой авиадвигателей руководил известный специалист в этой области И. И. Кулагин; кафедрой организации производства – А. И. Неймарк, заведовавший этой кафедрой в течение 30 лет.
Почти все сотрудники общенаучных и общеинженерных кафедр Ленинградского автодорожного института (ранее располагавшегося в здании Чесменского дворца) были переведены на соответствующие кафедры в авиационный институт. Так, в ЛАИ перешел заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Ф. Е. Карнач. Полностью перешла в ЛАИ кафедра высшей математики во главе с профессором В. А. Кречмаром. В составе этой кафедры работал также Т. А. Розет. Кафедру сопротивления материалов возглавлял доктор технических наук, профессор В. А. Гастев; кафедру начертательной геометрии и графики – один из пионеров авиационной науки в нашей стране, доктор технических наук, профессор Н. А. Рынин.
22 июня 1941 года началась война, в институте шла первая экзаменационная сессия.
Состоялись митинги преподавателей и студентов, на которых была выражена готовность встать на защиту Родины. В начале июля развернулось формирование народного ополчения Московского района Ленинграда, в его ряды вступили свыше 400 студентов, преподавателей и сотрудников ЛАИ.
Среди добровольцев мы найдем имена людей, хорошо известных по их многолетней работе в институте, например, Ф. А. Богачёва. Как и многие студенты авиационного института, он был зачислен в дивизию народного ополчения. Служил в орудийном расчете. Во время войны был трижды ранен, получил офицерское звание, награжден орденами и медалями. После войны вернулся в ЛИАП, в 1950 году окончил институт и был оставлен в аспирантуре. Защитил диссертацию и вплоть до ухода на пенсию в 1986 году работал доцентом кафедры материаловедения.
Ополченцами также стали студенты К. М. Бармичёв, Е. И. Емелин, Е. П. Словоохотов и другие, которые после войны учились и работали в институте.
Значительная часть личного состава института участвовала в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Руководителем этих работ был назначен директор института Ф. П. Катаев.
Оборонные работы велись в районе Красного Села, Пулково и Средней Рогатки, а также вблизи института, здания которого были почти на окраине города. Несмотря на частые бомбежки фашистской авиации, работали самоотверженно.
В начале августа из студентов и сотрудников института был создан 68-й истребительный батальон, отважные бойцы которого героически защищали родной город.
Участник одного из боев (19 августа в районе г. Чудово) И. Ф. Образцов вспоминает, что «несмотря на усилия немцев, их продвижение было остановлено бойцами батальона до прихода регулярных частей Красной Армии».
Описывая эпизоды этих дней, газета «Ленинградская правда» от 6 сентября 1941 года отмечала, что, открыв по «юнкерсам» ураганный огонь из пулеметов, отряд истребительного батальона лишил врага «возможности реализовать свое численное превосходство, чтобы разбить четкий строй наших самолетов».
В конце августа – начале сентября враг подошел к окраинам Ленинграда. Возникла угроза прорыва его в город.
Был сформирован еще один отряд народного ополчения, предназначавшийся для ведения уличных боев. Пулеметная рота его была укомплектована студентами и сотрудниками авиационного института. Командиром ее был назначен Т. А. Розет.
В марте 1942 года оставшийся личный состав института был эвакуирован по Дороге жизни на Большую землю, в г. Кисловодск. В связи с летним наступлением немцев на Кавказском направлении сотрудникам института пришлось пережить еще одну эвакуацию. Группа студентов во главе с заместителем директора по учебной части выехала в Ташкент и влилась в состав коллектива авиационного института, эвакуированного из Воронежа (ВАИ), который в 1944 году был преобразован в Ташкентский авиационный институт (ТАИ).
Другая часть преподавателей и студентов из Кисловодска выехала в г. Куйбышев (ныне Самара), где они осенью 1942 года приняли активное участие в создании нового авиационного института. А. И. Неймарк стал деканом моторостроительного факультета, а В. Я. Крылов – его заместителем.
После окончания войны в 1945 году за заслуги в подготовке авиационных кадров в период Великой Отечественной войны была награждена большая группа работников авиационных вузов, в их числе – В. Я. Крылов, А. И. Неймарк, Д. М. Овчаров.
После эвакуации личного состава ЛАИ жизнь в Чесменском дворце продолжалась. Осенью 1941 года в одном из учебных корпусов были организованы мастерские по ремонту авиационных и танковых двигателей. Их организатором и руководителем являлся В. М. Кушуль. Он также был назначен уполномоченным института в блокадном Ленинграде.
В Ленинграде начался голод. Хотя работникам мастерских от штаба фронта и был выделен дополнительный паек, он был незначителен, и личный состав мастерских разделял участь всех ленинградцев. Несмотря на сложность обстановки, программа выпуска авиационных моторов всегда выполнялась. Кроме того, сверх программы мастерские поставляли моторы для бронепоездов Ленинградского фронта. Работники авиамастерских успешно проработали в Чесменском дворце все военные годы и в конце войны за свой самоотверженный труд были награждены орденами и медалями.
Кроме мастерских, в Чесменском дворце размещался штаб артиллерийского полка. Главным наблюдательным пунктом штаба стала площадка над центральной круглой частью здания. В. М. Кушуль вспоминал, что 14 января 1944 года вместе с командованием артиллерийского полка он находился на этой площадке, где стал непосредственным свидетелем артиллерийской подготовки перед началом наступления наших войск: «Зрелище было фантастическим. Огонь орудий превратился в сплошное зарево над всей линией фронта. Этот массированный артиллерийский удар наносился армией и Балтийским флотом и продолжался в течение часа. Затем наши войска пошли в наступление, и вражеское кольцо, сжимавшее Ленинград, было полностью разорвано».
Шла война... В октябре 1944 года принимается постановление Правительства о возрождении деятельности ЛАИ, а 20 февраля 1945 года – постановление Правительства о преобразовании его в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). Ректором института снова был назначен Ф. П. Катаев.