Преобразование института в университет

В июле 1978 года на должность ректора ЛИАП был назначен доктор технических наук Анатолий Петрович Лукошкин, выпускник 1953 года.

Анатолий Петрович Лукошкин

Анатолий Петрович Лукошкин, ректор ЛИАП и ГААП 1978 – 1999 (р. 1929)

Родился в г. Краснодаре. В 1948 г. окончил Краснодарскую среднюю школу. В 1953 г. с отличием окончил ЛИАП. В 1960 г. защитил кандидатскую, а в 1970 г. – докторскую диссертации. В 1971 г. возглавил кафедру радиотехнических систем. Своими достижениями в научно-педагогической области кафедра получила признание в городе и стране.

В 1978 г. назначен ректором ЛИАП, зарекомендовал себя дальновидным и перспективным руководителем и проработал в этой должности до июня 1999 г. Большую работу по руководству вузом А. П. Лукошкин умело сочетал с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.

А. П. Лукошкин – один из основателей в ЛИАП – ГУАП научной школы по повышению помехозащищенности радиотехнических систем. Под его руководством в вузе было создано новое научное направление по исследованию многоканальных помехозащищенных радиотехнических систем, предназначенных для управления авиационными и космическими объектами, проводились работы для ракетно-космической системы «Энергия – Буран». За достижения в области космических исследований А. П. Лукошкин награжден медалями К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина, М. В. Келдыша, Н. А. Пилюгина. Он Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почетный работник высшего образования России, Почетный работник науки и техники, имеет правительственные награды.

Наряду с руководством вуза, проводил большую работу в масштабах города и страны. С 1984 по 1993 г. – председатель совета ректоров Санкт-Петербурга, в 1992 г. при его непосредственном участии был создан Союз ректоров России.

С 1993 г. – вице-президент Международной академии наук высшей школы, действительный член Академии транспорта, Санкт-Петербургской инженерной академии, Международной и Российской инженерных академий. Автор более 200 научных работ (из них около 20 монографий, учебных пособий) и свыше 60 авторских свидетельств на изобретения.

Чрезвычайно сложные и трудные задачи брал на себя коллектив, стремясь поднять уровень работы в ЛИАП до статуса университета. По количеству обучающихся студентов институт находился на хорошем уровне (8000 студентов). Дальнейшее увеличение контингента являлось нецелесообразным, так как потребовалось бы увеличение площадей. Речь должна была идти, прежде всего, о существенном увеличении научно-технического потенциала вуза, а в дальнейшем и о расширении профиля подготовки специалистов, о перевооружении учебных, научно-исследовательских лабораторий и решении жилищной проблемы иногородних студентов.

Ректоратом был подготовлен перспективный план развития вуза, в котором предусматривалось существенное увеличение подготовки докторов наук – почти в 3 раза, а также открытие новых специальностей, увеличение более чем в 2 раза научных исследований, широкое внедрение в учебный процесс вычислительной техники, строительство двух новых общежитий.

В 1980 году было введено в эксплуатацию первое общежитие на ул. Маршала Жукова на 600 мест. Это было комфортабельное общежитие: 15-этажное здание, комнаты двухместные, на каждом этаже – душевые, кухни.

В 1986 году было введено второе общежитие квартирного типа на 1000 мест по пр. Передовиков. Напомним, что ЛИАП имел еще 700 мест в студенческом городке. Таким образом, жилищная проблема иногородних студентов была решена полностью.

Можно было приступать к расселению общежития на ул. Гастелло, которое было, безусловно, устаревшим, без удобств, с комнатами, где проживали до 15 человек.

В 1980-е годы в институте развивались новые научные направления в области современного приборостроения: цифровое телевидение, многоканальная радиолокация, акустоэлектроника, акустооптика, вибрационная гироскопия, автоматическое управление приборами и объектами, робототехника и др. Появились новые специальности: «Робототехнические системы»; «Системы автоматизированного проектирования» (САПР). С появлением новых направлений в подготовке кадров, с открытием новых специальностей изменялись составы, названия кафедр и факультетов.

К началу 80-х годов в институте действовало 32 кафедры и 7 факультетов: вечерний, заочный и 5 дневных – 4 специальных и 1 общетехнический. Кафедры истории КПСС, философии, политической экономии, научного коммунизма, физического воспитания и военная находились в подчинении ректората.

В состав факультета приборов и автоматики летательных аппаратов входили кафедры приборов и автоматов летательных аппаратов; систем стабилизации и ориентации летательных аппаратов; автоматики; аэродинамики и конструкций летательных аппаратов; охраны труда; технологии авиаприборостроения.

В состав радиотехнического факультета входили кафедры конструирования и управления качеством радиоаппаратуры; радиотехнических систем; радиопередающих и телевизионных систем; микроэлектроники и технологии радиоаппаратостроения; физических и теоретических основ радиоэлектроники; антенно-фидерных устройств и радиовидения.

В состав факультета систем управления и электрооборудования летательных аппаратов входили кафедры электрооборудования летательных аппаратов; робототехнических и электромеханических систем; теоретических основ электротехники; систем автоматизированного проектирования; автоматизированных систем управления.

В состав факультета вычислительных и радиоэлектронных систем входили кафедры электронных устройств систем управления; бортовых вычислительных машин; экономики и организации производства; вычислительных систем; прикладной математики.

В состав общетехнического факультета входили кафедры высшей математики; физики; технологии конструкционных материалов; технической механики; иностранных языков.

Ничто другое так не характеризует развитие вуза, как рост числа и качественные изменения его профессорско-преподавательского состава.

В штатном расписании 1961/62 учебного года было 12 профессоров, 2 профессора-консультанта, 126 доцентов, 62 старших преподавателя, 131 ассистент – всего 333 человека. К концу 70-х годов число докторов наук достигло 24.

В середине 80-х годов штатное расписание профессорско-преподавательского состава выглядело уже совсем иначе. Об этом говорят приведенные ниже данные.

Согласно списочному составу на 1 января 1986 года:

Ленинградский институт авиационного приборостроения стал первоклассной кузницей инженерных кадров для предприятий авиационной, приборостроительной, радиотехнической, радиоэлектронной и других отраслей промышленности.

О качестве подготовки инженерных кадров можно судить по разным аспектам. Весьма важный показатель – уровень защиты дипломного проекта. Так, в 1981/82 учебном году 91 % дипломных проектов были защищены на «отлично» и «хорошо», а каждый десятый выпускник получил диплом с отличием. Почти половина дипломных проектов была выполнена по заданиям промышленности. Многие проекты содержали экспериментальные исследования, и практически все проекты имели достаточно полные расчеты по экономике и организации производства. Большинство кафедр широко использовали в дипломных проектах тематику хоздоговорных НИР. В 1985 году почти все дипломные проекты были выполнены с использованием ЭВМ.

Основным критерием достигнутых результатов в повышении качества подготовки специалистов является послевузовская деятельность его питомцев. Многие выпускники ЛИАП стали крупными учеными, руководителями вузов, директорами промышленных объединений и предприятий, генеральными и главными конструкторами и руководящими государственными работниками. Среди них есть лауреаты Ленинских и Государственных премий СССР, Заслуженные деятели науки и техники, Герои Социалистического Труда.

Положительные результаты, достигнутые коллективом института в организации учебно-воспитательной, научно-исследовательской работы (объем научных исследований вырос в 2,5 раза), в улучшении условий труда, быта и отдыха студентов, преподавателей и сотрудников, получили высокую оценку. ЛИАП неоднократно выходил победителем социалистического соревнования среди вузов СССР и Российской Федерации.

За достигнутые успехи во всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР институт в 1972 году награжден юбилейной Почетной грамотой Минвуза СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

По итогам всероссийского социалистического соревнования в 1981 году институту было присуждено первое место с вручением Почетной грамоты Минвуза РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в 1983 году институт завоевал первое место и был награжден переходящим Красным Знаменем Минвуза СССР и ЦК профсоюза. По итогам 1984 года во всесоюзном социалистическом соревновании институт занял второе место и награжден Почетной грамотой Минвуза СССР. По итогам завершающего года одиннадцатой пятилетки институт в целом был признан победителем во всесоюзном социалистическом соревновании и награжден переходящим Красным Знаменем Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

За высокие достижения в области подготовки инженерных кадров и успехи в развитии научных исследований многие работники института были удостоены правительственных наград, отмечены знаками «За отличные успехи в работе», награждены Почетными грамотами, занесены в Книгу почета института.

В 1986 году институт был включен в число 80 ведущих вузов СССР (всего в СССР было 800 вузов).

Институт шел полным ходом к своему 50-летию (январь 1991 г.), наращивая темпы развития. Был издан приказ ректора от 28 декабря 1984 года о проведении госбюджетной темы «Ленинградский институт авиационного приборостроения (история и современность)». Научным руководителем был назначен доктор исторических наук, профессор М. М. Зиновьев. В творческий коллектив входили Д. М. Овчаров, Т. А. Розет, М. Е. Тихомиров, В. И. Евдокимов и многие другие. Была проделана большая работа, проведен поиск, даны оценки происходящим событиям, собраны уникальные материалы, в том числе участников и очевидцев. Это был первый достаточно полный труд об истории института, но, к сожалению, он по ряду объективных причин не был опубликован.

Тем не менее его появление способствовало осмыслению всего происходящего и помогло написанию данной книги.

В конце 80-х – начале 90-х годов в вузе продолжалось открытие новых специальностей, были созданы новые кафедры и факультеты. Так, например, были открыты специальности «Информационные системы в экономике», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»; «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов»; «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»; «Управление и информатика в технических системах»; «Финансы и кредит»; «Бухгалтерский учет и аудит»; «Юриспруденция».

В 90-х годах реально действовали следующие факультеты:

В 1991 году был создан гуманитарный факультет, в задачи которого входило широко и по-новому готовить технических специалистов с учетом традиций и достижений в области культуры в нашей стране и за рубежом.

Кроме вышеперечисленных факультетов, в институте с начала 80-х годов действовал Межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки кадров. В его задачу входили подготовка и переподготовка специалистов с высшим образованием по новым специальностям для предприятий различных отраслей.

В 1984 году приказом Минвуза РСФСР в институте был открыт и факультет повышения квалификации для преподавателей родственных вузов страны. Открытие этого факультета было актом большого доверия и признания достижений института в области учебно-методической, научно-исследовательской работы и в деле подготовки профессорско-преподавательских кадров.

Факультет магистерской подготовки имел свою предысторию. Вначале это был факультет целевой интенсивной подготовки специалистов, впоследствии преобразованный в исследовательский. В это время Министерство разрабатывало двухступенчатую подготовку специалистов: первая ступень – бакалавр, вторая – магистр. Исследовательский факультет с шестилетним сроком обучения явился практически прообразом подготовки магистров. На этом факультете отрабатывалась методологическая основа реализации многоуровневого образования. Таким образом, в институте началась подготовка по трем уровням: бакалавр (4 года), специалист (5–5,5 года) и магистр (6 лет).

На исследовательско-магистерском факультете традиционно хорошо была поставлена учебно-исследовательская и научно-методическая работа, в чем была немалая заслуга его декана – доктора технических наук, профессора А. А. Оводенко. Именно этому факультету была доверена подготовка специалистов по вновь открытым экономическим и юридическим специальностям.

В 1992 году институт проходил государственную аттестацию, по итогам которой ЛИАП был преобразован в ГААП – Государственную академию аэрокосмического приборостроения

В 90-х годах число преподавателей с учеными степенями и званиями превысило 90 %, а число докторов за 20 лет увеличилось в 4 раза и превысило 20 % от общего числа преподавателей университета.

Существенно увеличилось число специальностей и специализаций, по которым вуз стал готовить специалистов с высшим образованием и ученых. В 90-х годах подготовка специалистов велась более чем по 20 специальностям и 30 специализациям (вспомним, что в 40-е годы подготовка начиналась по 3 специальностям).

В 1994 году была разработана концепция дальнейшего развития вуза до 2000 года. Приведем основные положения этой концепции:

Таким образом, предстоит существенная перестройка всего учебного процесса и по форме, и по содержанию. В качестве организационных форм следует использовать многоуровневые формы, а также дистантные и экстернатные формы обучения. Особое внимание необходимо уделить сочетанию курсовой системы подготовки студентов с так называемой предметной, суть которой состоит в проблемной сущности обучения.

Для реализации названных принципов вузу необходима значительная самостоятельность. В настоящее время это реально.

Самостоятельность и автономия вуза должны быть использованы не только для перестройки всего учебного процесса и подготовки нового кадрового обеспечения, но и для реализации нового многоканального принципа финансирования.

Вуз наряду с бюджетным финансированием должен иметь существенное внебюджетное финансирование, соизмеримое или превосходящее основной бюджет. Одним из основных каналов в этом финансировании должна быть контрактная система подготовки специалистов. Существенное дополнение к финансированию должны дать научные исследования. Широкая совместная деятельность с различными предприятиями должна преследовать цель улучшения финансирования и ускорения обновления оборудования.

Приведенные положения свидетельствуют о том, что перед коллективом стояла огромная и целенаправленная работа: необходимо было в очередной раз пересмотреть все учебные планы и программы, которые должны были удовлетворять требованиям новой концепции, особенно с точки зрения фундаментализации и универсализации подготовки специалистов. Очевидно, что должны были измениться требования к научным исследованиям и к профессорско-преподавательскому составу.

После принятия концепции коллектив вуза вел напряженную, а главное, плодотворную деятельность, получая все новые и новые результаты.

Вуз готовился к очередной министерской аттестации: предстояла проверка подготовки студентов на всех курсах, оценка качества выпускников, их соответствия запросам научных и промышленных предприятий, запросам рыночной экономики.

Аттестация состоялась весной 1997 года, и тогда же вуз впервые проходил государственную аккредитацию, по итогам которых ГААП был преобразован в Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

Примерно в это же время в 1998 году общетехнический факультет был преобразован в естественно-научный. На него легла ответственность за качественную и достаточную подготовку студентов по естественно-научным дисциплинам.

В 90-е годы в вузе получила значительное развитие международная деятельность, что привело к заключению договоров и соглашений с различными университетами мира. В вузе начали обучаться иностранные студенты. К концу 90-х годов международная деятельность стала оказывать положительное влияние на развитие учебного и научного процесса.

С конца 80-х годов в вузе окрепла и получила поддержку со стороны Минвуза и ряда организаций, в том числе и зарубежных, разработка и применение малоразмерных аппаратов, которые оказались незаменимыми при исследовании экологических и техногенных катастроф, при решении народнохозяйственных задач, требующих высокой точности и вместе с тем небольших или умеренных затрат.

В начале 90-х годов на базе ЛИАП – ГУАП по приказу Госкомитета по делам науки и высшей школы был создан Северо-Западный региональный центр информационных технологий в области образования и науки (СЗЦИТ). В создании центра приняли участие, кроме ЛИАП, Ленинградский государственный университет и Ленинградский финансово-экономический институт. Созданный центр курировал три направления: техническое, естественно-научное и экономическое. В числе основателей центра были А. Н. Тихонов (зам. министра), ректоры А. П. Лукошкин, С. П. Меркурьев, Л. С. Тарасевич и руководители центра В. М. Космачёв и А. В. Бобович.

Главной задачей центра было распространение опыта и возможностей использования новых информационных технологий, создание информационных ресурсов для общего пользования.

В составе центра работают отраслевой фонд алгоритмов и программ, лаборатория музыкальной информатики и акустики, образовательно-информационный центр Runnet.

Своей деятельностью СЗЦИТ помогает вузам Санкт-Петербурга обеспечивать единую политику в области компьютеризации учебного про цесса и продвижения новых информационных технологий в сфере образования и науки.

Об эффективности деятельности СЗЦИТ свидетельствует присуждение его руководителю В. М. Космачёву премии Правительства Российской Федерации в области образования в 1999 году.

В 1994 году на базе ГУАП была создана российская секция международного общества приборостроения, систем управления и автоматики ISA. Сотрудники и студенты ГУАП стали принимать участие в деятельности этого общества.

В 90-е годы, характеризующиеся, как известно, переходом страны на рыночную экономику, бюджетное финансирование было существенно уменьшено: вузы стали получать от федерального бюджета финансирование только на зарплату и стипендию. Возникла проблема выживания вуза.

Стали обсуждаться вопросы: «А нужно ли столько вузов стране?». После длительных дискуссий специалисты в нашей стране и за рубежом пришли к жизнеутверждающим и единственно правильным выводам, что XXI век потребует значительного увеличения людей с высшим образованием.

К концу 80-х годов в нашей стране число людей с высшим образованием составляло примерно 16 %. В XХI веке в передовых странах почти половина населения будет иметь высшее образование. И если мы по-прежнему хотим быть среди наиболее развитых стран мира, то такие же задачи должны стоять перед нашей страной и ее системой образования.

Самым насущным стал вопрос, как вузы должны восполнять недостающее финансирование на обновление оборудования, на содержание зданий, на доплату профессорско-преподавательскому составу, заработная плата которого в последние годы стала недостойно низкой.

В сложившейся экономической ситуации оставался, пожалуй, один реальный выход: создать достаточное внебюджетное финансирование, которое смогло бы не только восполнить недостающее финансирование, но и выявить дополнительные экономические рычаги для развития вуза.

Основной составляющей внебюджетного финансирования стало платное обучение и образование, другой составляющей – научно-исследовательская деятельность вуза, дополнительными составляющими – доходы от коммерческой деятельности и взносов спонсоров.

Следует подчеркнуть, что введение платного образования отнюдь не отрицало наличия бесплатного, гарантированного Конституцией России.

Введение платного образования должно было помочь вузу решить не только финансовые проблемы, но создать новые, более широкие возможности для обучающихся. Введение платного образования должно было способствовать решению идеи индивидуализации образования, изучению предметов или их разделов, не предусмотренных учебным планом, предоставляло неограниченные возможности для проведения консультаций, дискуссий, изучения новаций в области культуры, искусства и истории.

ГУАП один из немногих технических вузов начал, наряду с бесплатным, широкое внедрение платного образования. К концу 90-х годов число студентов, обучающихся на платной основе, было соизмеримо с числом студентов, обучающихся за счет бюджетного финансирования. Несмотря на немалые трудности в создании и развитии коммерческой системы обучения, введение этой системы позволило вузу развиваться и на современном уровне готовить специалистов независимо от формы их обучения.

На посту ректора Анатолий Петрович Лукошкин работал до июня 1999 года и внес огромный вклад в развитие нашего вуза.