История ЛИАП

Первые стихи, первый гимн, посвященный любимому и родному вузу Автор: А.А. Чудковский, выпускник 1949 г.

ЛИАП – это слово
Для нас вечно ново,
Для нас оно стало родным.
Мы в дальние дали
Порой залетали,
Но мысленно были мы с ним.

Как будто он вечно
Звездой трехконечной
У Средней Рогатки стоял.
На крае переднем
Он был не последним,
Как крепость-герой воевал.

Сюда без пощады
От вражьей армады
Летел за снарядом снаряд.
Бойцы тверже стали
Здесь насмерть стояли,
Собой заслонив Ленинград.

Закончились беды
Салютом Победы,
И начался новый этап.
В осколочных ранах,
С фанерою в рамах
Занятия начал ЛИАП.
У входа – площадка,
Где в полном порядке,
Крылом не касаясь едва,
Окончив полеты,
Стоят самолеты –
«Ла-5», штурмовик и «Пе-2».

А рядом в три метра
Рябится от ветра
Лиаповский наш водоем.
Где строили планы
В мечтах капитаны,
Плотом управляя на нем.

Сараи рядами,
Площадка с дровами,
Гоняли в футбол здесь всегда.
Гора за сараем
Была нашим раем,
Мы с лекций «мотали» сюда.

А дальше часовня –
По возрасту ровня
Строеньям Петровских времен,
И чистое поле,
Где ветер на воле
Со всех продувает сторон.

Больница, молельня,
Потом богадельня
Нам стала родная, своя.
И мы не молиться,
Наукам учиться
Сюда собралися, друзья.

Здесь в башне безуглой
Над лестницей круглой,
Как купол, высок потолок.
И места такого
Нет в мире другого
Святого, как наш «пятачок».

Сюда мы со смехом,
Сюда мы с успехом,
Сюда мы приносим беду.
Он все принимает,
Он все понимает,
Здесь жизнь наша вся на виду.

И сами собою
Три зданья звездою
К центральному залу сошлись.
Символика эта:
Все три факультета
В едином потоке слились.

Одни помещенья,
Одни увлеченья,
Забот нескончаемый круг.
С тех пор мы душою
Навеки с тобою,
ЛИАП, нашей юности друг!

20 февраля 1945 года было принято постановление Правительства о преобразовании ЛАИ в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). Ректором института снова был назначен Ф. П. Катаев. Было организовано два факультета: приборостроения и радиотехнический.

Стали возвращаться участники войны – студенты и преподаватели. Однако прежде чем приступить к занятиям, всем им предстояла тяжелейшая работа по восстановлению их Alma mater. Все, что предстало взору вернувшихся в родной город, напоминало о грозных годах героической обороны Ленинграда: дворец, изуродованный пулями и осколками снарядов, с зияющими проемами окон, окружали траншеи и бомбовые воронки.

К осени 1945 года в институт прибыла часть студентов, эвакуированных в Кисловодск, а также большое число студентов и преподавателей из расформированного Ташкентского авиационного института. Как всегда, юмор и песни сопровождали студентов, они пели:

Прощайте, яблочки, прощайте, персики,
Прощай, ташкентский виноград.
Из края южного семьею дружною
Мы уезжаем в Ленинград.

Все безобразия остались в Азии,
Зовет Адмиралтейства шпиль,
И виден блеск его в тумане Невского
Сквозь туркестанскую жару и пыль.

Тяга к учению, энтузиазм людей были настолько велики, что все трудности и заботы, казалось, отступали на задний план. Общими усилиями сотрудники и студенты отремонтировали учебный корпус и общежитие, что дало возможность начать занятия уже в октябре 1945 года.

В период 1945–1960 годов шло восстановление, реконструкция и дальнейшее развитие народного хозяйства нашей страны. В пятилетних планах страны намечалось всемерное развитие радиотехнической и приборостроительной промышленности, научно-исследовательской и лабораторной базы приборостроения, радиотехники и электроники. Предусматривалось существенное развитие воздушного транспорта, значительное увеличение его грузооборота и пассажирских перевозок, внедрение в эксплуатацию на магистральных воздушных линиях скоростных многоместных пассажирских самолетов.

Все это еще раз подтверждало необходимость развития приборостроительной и радиотехнической специальностей Ленинградского института авиационного приборостроения, повышения качества подготовки специалистов и усиления связи высшей школы с производством.

Первый выпуск в ЛИАП состоялся на приборостроительном факультете в 1948 году, а на радиотехническом – в 1949 году. Первые выпускники стояли у истоков создания и развития отечественного авиационного приборостроения, специальной радиотехнической и радиоэлектронной науки и промышленности. Они приняли участие в создании НИИ, КБ, заводов, учебных заведений, в разработке и внедрении в производство радиолокационных и телевизионных систем, навигационных и гироскопических приборов и специального электрооборудования.

В первые послевоенные годы основная работа по постановке учебного процесса легла на профессоров института: доктора технических наук, члена-корреспондента АН СССР Д. А. Завалишина, доктора химических наук А. А. Петрова (впоследствии ставшего членом-корреспондентом АН СССР), доктора физико-математических наук В. И. Блинова, доктора технических наук В. С. Меськина, профессоров О. Н. Розанова, П. В. Шмакова («отца» российского телевидения), А. И. Неймарка, П. И. Буловского, А. П. Сиверса, П. Н. Рамлау, Е. А. Непомнящего, В. Н. Цвибеля и др.

К концу 40-х годов институту удалось сформировать квалифицированный педагогический коллектив: в его состав входили 9 профессоров, 19 доцентов и 2 старших преподавателя. В этот период в институте было 9 кафедр.

Несмотря на огромные трудности, связанные с нехваткой приборов и оборудования, учебников и учебных пособий, с обучением по переходным учебным планам, учебный процесс проводился на хорошем методическом уровне, что давало возможность первым студентам получать глубокую фундаментальную подготовку и достаточную подготовку по специальностям.

Немалую роль в подготовке специалистов сыграла и восстановленная библиотека. Много сил и труда было затрачено на обновление и пополнение ее литературой. Книжный фонд к началу 50-х годов уже составлял 220 тысяч томов.

Что же отличало первых выпускников ЛИАП и почему им хочется уделить особое внимание? Прежде всего потому, что они были первыми, а главное – потому, что это были молодые люди, на которых сильнейшее влияние оказали годы Великой Отечественной войны. Многие из них были непосредственными участниками, героями войны, но даже те, кто не принимал участие в войне, испытал на себе, на формировании своего характера все трудности и невзгоды этого времени. Они страстно хотели учиться, не боялись трудностей, кроме того, их отличала добросовестность, тяга к дружбе и чувство товарищества, что и было подтверждено их последующей жизнью.

Первый выпуск показал, что институт умело преодолел трудности и создал условия для основательной подготовки специалистов, более того, выпускники первых лет приняли самое непосредственное участие в становлении и развитии вуза.

Каждые пять лет, а то и чаще они встречались в Alma mater на товарищеских вечерах, на научно-методических конференциях, общались со своими преподавателями и друг с другом.

1950-е годы ознаменовались, прежде всего, значительным, более чем в два раза, увеличением выпуска студентов всех факультетов. Примерно во столько же раз увеличилась численность профессорско-преподавательского состава, начала работать аспирантура, состоялись первые защиты кандидатских диссертаций. В начале 50-х годов на кафедре электрических машин учился в аспирантуре И. А. Глебов, который впоследствии стал директором научно-исследовательского института, академиком, председателем Ленинградского научного центра АН СССР.

С 1951 года институт начал подготовку студентов без отрыва от производства, открыв вечерний факультет.

В 1952 году ректором ЛИАП был назначен Дмитрий Демьянович Аксенов, который до этого заведовал кафедрой телевидения.

Дмитрий Демьянович Аксенов

Дмитрий Демьянович Аксенов, ректор ЛИАП 1952 – 1961 (1909–1989)

Родился в с. Ветвь Хомутовского района Курской области. В 1932 г. окончил Тамбовский рабфак и поступил в Ленинградский политехнический институт на физико-механический факультет, который с отличием закончил в 1937 г. В 1938 г. поступил в аспирантуру Ленинградского института связи. Защита кандидатской диссертации состоялась только после Великой Отечественной войны.

В 1941 г. добровольцем ушел на фронт. С 1941 по 1944 г. находился в рядах народного ополчения. Был тяжело ранен, после госпиталя в 1944 г. работал ассистентом кафедры физики Ленинградского института железнодорожного транспорта, в 1945 г. – старшим научным сотрудником в Ленинградском физико-техническом институте АН СССР.

В1947 г. был избран заведующим кафедрой телевидения ЛИАП. В 1951 г. назначен ректором ЛИАП и в этой должности проработал до 1961 г.

В 1961 г. был направлен в одну из слаборазвитых стран для работы в вузе как специалист по телевизионным устройствам. Затем в конце 60-х – начале 70-х гг. работал начальником лаборатории НИИ телевидения. Имел научные труды, изобретения и правительственные награды

С 1948 по 1955 год институт подготовил 1500 молодых инженеров и 40 кандидатов наук, а с 1956 по 1960 год выпуск специалистов составлял уже около 400 человек в год. В повышении качества подготовки специалистов, наряду с учебной и методической работой, колоссальную роль сыграла быстро развивающаяся научно-исследовательская работа, направленная, в основном, на решение задач авиационной радиотехники и приборостроения. Главной базой научных исследований, как и при осуществлении методической работы, была кафедра. «Именно на тех кафедрах, на которых ведется серьезная научно-исследовательская работа, – писал проректор по учебной работе В. А. Павлов, – создаются регулярно работающие студенческие кружки, из актива которых в дальнейшем вырастают научные работники и преподаватели».

Результаты научных исследований обсуждались на конференциях и публиковались в трудах института. Первый сборник трудов вышел в 1948 году, а в течение 1950-х годов их было уже 15. Результаты научных исследований кафедр уже в эти годы представляли несомненный интерес для промышленности и народного хозяйства. Коллектив сотрудников под руководством А. П. Сиверса разработал и внедрил электронный сверхширокополосный усилитель, представляющий новую ступень в развитии электроники. Коллектив, руководимый А. А. Лаписом, разработал методику расчета элементов высокочастотного тракта антенно-фидерных устройств. В содружестве с работниками завода «Электросила» коллектив ученых под руководством Д. А. Завалишина разработал систему ионного возбуждения генераторов гидроэлектростанций. Под руководством Б. Е. Щукина группа ученых института разработала систему телеуправления и телесигнализации, обеспечивающую передачу сигналов без прекращения телефонных разговоров. Под руководством профессора А. В. Смирнова были разработаны специальные сплавы, используемые в авиационном приборостроении.

Более тесная связь коллектива института с авиационной, радиотехнической и приборостроительной промышленностью начала расширяться и укрепляться только в 50-е годы, особенно во второй половине.

Если бюджетное финансирование института, получаемое от министерства, принять за единицу, то на развитие науки выделялась лишь десятая часть, в абсолютных цифрах бюджетное финансирование вуза составляло 4 млн рублей, т. е. только 400 тыс. рублей приходилось на науку, на весь год и на все кафедры.

Во второй половине 50-х годов сформировались научные направления, которыми интересовались НИИ и КБ. К таким направлениям можно отнести:

Объем научных исследований по хозяйственным договорам к концу 1950-х годов составил около 1 млн рублей. Научные направления, которыми плодотворно стали заниматься в ЛИАП, заинтересовали военные научно-исследовательские институты, в том числе институты Военно-морского флота (ВМФ). Кафедре радиоприемных устройств и радиолокации, руководимой профессором А. П. Сиверсом, была предложена ВМФ комплексная работа по защите радиотехнических систем крылатых ракет от воздействия различных помех, в том числе активных помех, создаваемых предполагаемым противником. Работа выполнялась по специальному постановлению Правительства. По этой работе были проведены глубокие теоретические, экспериментальные и, впервые в истории вуза, полигонные испытания. Разработанные устройства и системы были смакетированы и установлены на реальные радиолокационные и другие системы. Полигонные испытания, проводимые совместно с ВМФ, подтвердили высокую эффективность разработанных устройств и систем и были рекомендованы к внедрению в радиотехнические комплексы.

Большой интерес представляли также работы, выполненные под руководством кандидата технических наук, доцента Г. К. Ульянова, по разработке акустоэлектронных дисперсионных устройств, которые в дальнейшем легли в основу нового типа радиотехнических устройств, получивших широкое применение в радиолокационной и телевизионной технике.

Так шаг за шагом кафедры разворачивали свой научно-технический потенциал, набирали силу и в дальнейшем внесли ощутимый вклад в подготовку специалистов, ученых, а также в научные разработки и изделия, применяемые в авиации, ракетостроении и космонавтике.

Возрождение ЛИАП и его становление шло в течение долгого времени: это было и приведение в порядок помещений Чесменского дворца, и подбор квалифицированных преподавательских кадров, и формирование контингента студентов, создание лабораторий, и подготовка учебных планов, программ, создание учебно-методических пособий, развитие научных исследований и многое другое.

Окрепший ЛИАП начал открывать новые специальности, резко увеличивать численность приема студентов и расширять научные исследования и подготовку ученых.

В 1960 году общая численность студентов ЛИАП составляла около 3000 человек. Институт испытывал острый дефицит площадей под учебный и научный процессы. Руководство города пошло навстречу институту и, наряду с учебным корпусом в Чесменском дворце, предоставило под учебный процесс здание по ул. Герцена, 67 (ныне Б. Морская, 67), в котором ранее размещалось Высшее морское пограничное училище.


Развитие института (1960–1980)

Прошло 15 лет после окончания войны. Главной задачей страны в этот период было дальнейшее развитие материально-технической базы, прежде всего, на основе развития тяжелой индустрии, техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, неуклонное повышение производительности труда.

На основе использования достижений науки и техники планировалось обеспечить широкое применение автоматических манипуляторов (роботов), систем автоматического управления с использованием ЭВМ и микропроцессоров, создание принципиально новых авиационно-транспортных и космических средств.

Развитие народного хозяйства потребовало от авиационного транспорта массовых перевозок пассажиров и грузов. В области воздушного транспорта быстро получила развитие реактивная техника. Начались экспериментальные и научно-исследовательские работы по созданию новых самолетов, вертолетов и космических кораблей. Жизнь потребовала широкого внедрения бортовых и наземных систем навигационного и радиотехнического оборудования, обеспечивающих автоматизацию управления воздушным движением.

Развивающиеся в стране и непосредственно в Ленинграде отрасли авиационной, приборостроительной и радиотехнической промышленности требовали увеличения числа подготовленных инженерных и научных кадров.

После окончания строительных работ руководством института было принято решение о переводе административных служб института и всех выпускающих кафедр в здание корпуса на ул. Герцена. На ул. Гастелло были оставлены общенаучные кафедры, осуществляющие подготовку студентов первых двух курсов.

Дополнительные площади позволили осуществить дальнейшее увеличение приема студентов и открытие новых специальностей, что способствовало созданию новых кафедр и факультетов.

В 1959–1960 годы в соответствии с постановлением Правительства была осуществлена перестройка руководства высшими и специальными учебными заведениями, институт перешел в ведение вновь организованного Министерства высшего и среднего специального образования (Минвуза) РСФСР. Переход института в ведение Минвуза РСФСР способствовал улучшению учебно-методической и расширению научно-исследовательской работы.

В этот момент в ЛИАП происходит смена руководства. Ректором института летом 1961 года был назначен молодой, энергичный кандидат технических наук, доцент Александр Александрович Капустин, который до этого несколько лет возглавлял Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО).

Александр Александрович Капустин

Александр Александрович Капустин, ректор ЛИАП 1961 – 1978 (1920–1978)

Родился в Архангельской области в семье рабочего. С 1923 г. проживал в Ленинграде. В 1938 г. окончил среднюю школу и поступил в Ленинградский электротехнический институт. В июле 1941 г. добровольцем вступил в ряды Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации в марте 1946 г. продолжил учебу в институте и закончил его в 1948 г. Работал некоторое время инженером научно-исследовательской части института, совмещая работу с учебой в аспирантуре. В 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию и продолжил научную и педагогическую работу в ЛЭТИ.

В мае 1953 г. назначен ректором Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО). Работая ректором ЛИТМО, зарекомендовал себя перспективным руководителем.

В 1961 г. был переведен на должность ректора Ленинградского института авиационного приборостроения. Будучи ректором, много внимания уделял созданию творческих научных коллективов, росту квалификации научно-педагогических кадров.

Напряженную работу по руководству институтом А. А. Капустин сочетал с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Он возглавлял кафедру антенно-фидерных устройств и систем радиовидения. Под его непосредственным руководством была создана научно-исследовательская лаборатория по проблемам радиовидения. Имел научные труды и правительственные награды

Проректором по учебной работе остался В. Я. Крылов, а проректором по научной работе был назначен молодой доктор технических наук В. В. Хрущёв.

В течение 1961–1962 годов была проведена реорганизация факультетов. Сначала из радиотехнического факультета был выделен факультет вычислительных и радиоэлектронных систем, затем факультет приборостроения и электрооборудования был разделен на два факультета: приборов и автоматики летательных аппаратов и электрооборудования летательных аппаратов.

В это же время был открыт заочный факультет. Первым деканом заочного факультета был кандидат технических наук, доцент Е. М. Морозов, который проработал в этой должности до 1975 года. Позднее были открыты подготовительное отделение и курсы подготовки молодежи для поступления в вуз.

Таким образом, в 60-х годах институт уже осуществлял подготовку по 9 специальностям:

В институте в этот момент уже действовало 27 кафедр. В непосредственном подчинении ректората находились кафедры общественных наук, иностранных языков, физического воспитания и спорта, военная.

Остальные кафедры входили в состав факультетов. Факультет приборов и автоматики летательных аппаратов объединял кафедры авиационных приборов и автоматов; гироскопических и стабилизирующих устройств; автоматики; аэродинамики и конструкции летательных аппаратов; приборов авиационной и космической медицины; теоретической механики.

В состав радиотехнического факультета входили кафедры теоретических основ радиотехники; радиоприемных и радиолокационных устройств; радиопередающих и радионавигационных устройств; технологии авиа- и радиоприборостроения; телевизионных устройств; материаловедения и химии. В рамках факультета электрооборудования летательных аппаратов работали кафедры электрооборудования летательных аппаратов; электрических машин; теоретических основ электротехники; технической механики; технологии металлов. Факультет вычислительной техники и радиоэлектронных систем имел кафедры электронных устройств систем управления; технической кибернетики; экономики и организации производства; высшей математики; физики; начертательной геометрии и графики. В мае 1964 года из кафедры марксизма-ленинизма была выделена кафедра марксистско-ленинской философии. В марте 1972 года из кафедры приборов авиационной и космической медицины выделилась кафедра охраны труда.

С 1 сентября 1972 года начал действовать общетехнический факультет, объединивший общенаучные и общеинженерные кафедры. Территориально он расположился в здании на ул. Гастелло. В его задачу входило усиление фундаментальной подготовки и улучшение учебно-воспитательной работы среди студентов младших курсов.

Появились новые лаборатории, оснащенные современным оборудованием и новейшими измерительными приборами.

Росла популярность института среди молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы и техникумы. Этому способствовали достижения отечественной авиационной и ракетно-космической науки и техники.

Подготовка инженерных кадров велась с учетом все бóльшей интеграции образования с наукой и производством. Институт, наряду с подготовкой инженерных кадров, обеспечивал повышение квалификации руководящих, инженерно-технических работников Ленинградского региона. Такие курсы были созданы в институте в 1969 году.

В 60-х и особенно в 70-х годах успешно развивалась в институте научно исследовательская работа, в которой стали принимать участие сотрудники практически всех кафедр. Расширению и подъему научно-исследовательской работы способствовали, с одной стороны, условия, которые в этот момент создавались в стране, и увеличивающийся потенциал кафедр. Немалую роль в развитии науки в институте в этот период сыграл и новый проректор доктор технических наук, профессор В. В. Хрущёв.

Под руководством А. А. Капустина ЛИАП превратился в достаточно крупное учебное заведение: число студентов увеличилось до пяти тысяч, а число преподавателей – до 530 человек. В течение 20 лет, с начала 60-х до конца 70-х годов, почти в 5 раз увеличился объем научных исследований и составил 5,8 млн рублей – это было уже соизмеримо с бюджетным финансированием, выделяемым Министерством вузу. Была организована подготовка инженеров по новым отраслям техники – электронно-вычислительным машинам, автоматизированным системам управления.

Развитие научных исследований способствовало существенному улучшению оснащения лабораторий кафедр приборами и оборудованием и улучшению подготовки кадров высшей квалификации. В 60-е годы в институте уже действовали два совета по защите кандидатских диссертаций, и в 1969 году был создан совет по защите докторских диссертаций.

О развитии института в этот период можно судить по количеству обучающихся в институте студентов. Если в 1965 году контингент студентов составлял 3530 человек, то в 1980 году – 6270 человек.

Расширение приема и выпуска специалистов, открытие новых специальностей, увеличение числа кафедр, развитие научно-исследовательской работы – все это привело к созданию, по существу, новой схемы управления деятельностью института. Кроме ректора, проректоров и деканов, все бóльшую роль стали играть учебная часть и научно-исследовательский сектор. Если ранее учебная часть включала в себя учебный отдел и библиотеку, то к концу 70-х – началу 80-х годов в ее состав входили, помимо названных подразделений, вычислительный центр, редакционно-издательский и научно-методический отделы, отдел технических средств обучения, лаборатория коммунистического воспитания молодежи, а также отдел практики, распределения и стажировки молодых специалистов.

Итак, к концу 70-х годов вуз существенно увеличил прием и выпуск молодых специалистов, которые готовились уже по 9 современным специальностям, произошло существенное увеличение численности работников всех звеньев, в том числе преподавателей до 530 человек, действовало 27 кафедр и 7 факультетов.

Однако институт оставался узкопрофильным вузом, к сожалению, с недостаточно высоким научно-техническим потенциалом: из 530 преподавателей только 24 имели ученую степень доктора наук. По научно-педагогическому потенциалу среди вузов Ленинграда ЛИАП занимал невысокое место, недостаточен был также объем научных исследований, приходящийся на одного преподавателя. Имея около 5000 студентов дневной формы обучения, институт располагал лишь одним собственным общежитием на 500 мест и одним общежитием на 700 мест в студенческом городке.

В июле 1978 года скоропостижно скончался ректор института А. А. Капустин. На должность ректора ЛИАП был назначен доктор технических наук Анатолий Петрович Лукошкин, выпускник 1953 года.

При утверждении А. П. Лукошкина ректором на коллегии Минвуза СССР перед ним была поставлена задача существенно увеличить число докторов наук в институте, улучшить оснащение лабораторий вычислительной техникой и построить для студентов новое общежитие.

С этого момента, по существу, начинается новый этап в развитии института, который продлился до 2000 года и целью которого стало преобразование института в полноценный технический университет.