Новейшая история

17 июня 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило на должность ректора ГУАП доктора экономических наук Юлию Анатольевну Антохину.

Юлия Анатольевна Антохина

Юлия Анатольевна Антохина, ректор ГУАП c 2014 года Родилась 13 июня 1976 года в Ленинграде

Юлия Анатольевна Антохина – профессор, доктор экономических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, академик Метрологической академии, член-корреспондент Российской академии космонавтики, член совета Шанхайского Политехнического университета.

Автор почти 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 18 монографий.

Еще будучи студенткой, в 1997 году, Ю. А. Антохина начала работать в Университете. Получив диплом о высшем образовании по специальности «Радиотехника» в 1999 году, поступила в аспирантуру. После окончания аспирантуры работала ведущим экономистом, начальником отдела финансового анализа и мониторинга, начальником управления финансового планирования и мониторинга. Все это время она успешно сочетала основную работу с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью, сначала как ассистент, затем доцент кафедры международных экономических отношений.

В 2006 году она защитила кандидатскую диссертацию, в 2010 году ей было присвоено ученое звание доцента по кафедре международных экономических отношений.

В 2011 году Ю. А. Антохина была назначена на должность проректора по стратегическому планированию и управлению. В ее активе – участие в создании единой внутривузовской системы контроля и управления качеством образовательного процесса в ГУАП, работа по внедрению рейтинговой системы оценки знаний студентов, подготовка всех подразделений университета к работе в соответствии со стандартами качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008, разработка методических рекомендаций по созданию нормативных документов.

Идеи и практические разработки в решении организационных вопросов в области повышения качества подготовки специалистов нашли применение при реализации международного проекта Tempus, осуществлявшегося с 2011 по 2014 год при непосредственном участии Ю. А. Антохиной.

В 2012–2013 годах Ю. А. Антохина прошла обучение по программе Министерства образования и науки Российской Федерации «Новые лидеры высшего образования» в Московской школе управления Сколково. В 2010–2013 годах прошла обучение по программе «Управление проектами» при Университете штата Индиана (США).

В 2014 году Ю. А. Антохина защитила докторскую диссертацию на тему «Ситуационное управление качеством проектов технического университета». В 2015 Ю. А. Антохина получила премию Правительства Российской Федерации в области образования, а в 2017 была удостоена премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники им. В. В. Новожилова.

Ю. А. Антохина активно занимается научной деятельностью: является автором почти 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 18 монографий, академиком Международной академии наук высшей школы, академиком Метрологической академии, членом-корреспондентом Российской академии космонавтики, членом совета Шанхайского Политехнического университета, а также постоянным участником научных сессий, российских и международных научно-практических конференций.

Ректор ГУАП ответственно и творчески относится к своей работе, является компетентным руководителем, пользуется авторитетом у коллег и студентов, отличается высоким уровнем профессионализма и педагогического мастерства, эффективно использует знания и опыт научной работы в своей профессиональной деятельности, постоянно повышает квалификацию.

Летом 2018 года Ю. А. Антохиной присвоили ученое звание профессора, а в июне 2019-го министр науки и высшего образования РФ М. М. Котюков подписал приказ о назначении Ю. А. Антохиной на должность ректора ГУАП еще на 5 лет.

Каковы же, по мнению ректора ГУАП, составляющие качества инженерного образования?

Возрождение отечественной промышленности породило спрос на грамотных технических специалистов, инженеров. Перед высшей школой встала задача их подготовки. Однако этот процесс не должен стать реанимацией того, что было два десятка лет назад. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, во многом изменился и облик промышленности. Эти факторы требуют новых подходов к инженерному образованию. В то же время нельзя забывать прежний опыт и лучшие традиции отечественной высшей школы.

Современному университету необходимо иметь сбалансированный набор направлений, обеспечивающий как бюджетное, так и внебюджетное финансирование. Важность НИОКР для технических вузов сложно переоценить. Безусловно, это источник дополнительного финансирования. Однако без выполнения профессорско-преподавательским составом вуза реальных работ невозможно качественное образование и погружение в научные идеи.

Важно не только заработать средства, но и грамотно ими распорядиться. ГУАП, являясь автономным образовательным учреждением, вошел в тройку вузов с самым высоким средним уровнем заработной платы на Северо-Западе страны. Это позволяет не только предотвращать «утечку мозгов», в том числе из числа перспективной молодежи, но и привлекать новые кадры.

Серьезным подспорьем для университета стала победа в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенном Минобрнауки РФ в конце 2011 года. Программа ГУАП включила комплекс мероприятий: модернизацию образовательного и научно-исследовательского процессов и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся, модернизацию инфраструктуры и совершенствование организационной структуры вуза, создание и развитие эффективной системы управления. Частью этих изменений стала реорганизация факультетов в научно-образовательные институты. Это связано с необходимостью усиления научной компоненты в вузе и развитием инновационной деятельности, а также необходимостью развития магистерской и уровневой подготовки в целом. Технические факультеты не просто изменили названия – во вновь образованных институтах произошло объединение образовательной и научной деятельности за счет создания научно-образовательных центров, развития лабораторной базы и научно-экспериментальных исследований.

Наука в ГУАП является частью образовательного процесса. Немаловажную роль в этом играет и проектная деятельность, именно для ее развития в 2016 году в вузе появилось новое подразделение – Инженерная школа ГУАП. Его задача – вывести на более высокий уровень подготовку инженерных кадров, установить эффективное взаимодействие образования, науки и промышленности. Модель обучения построена на проектной работе в малых группах и решении реальных промышленных задач. Подразделение сотрудничает с компаниями-разработчиками современных высокотехнологичных продуктов, обучает студентов и внедряет инновационные технологические решения с их участием на предприятиях. Студентам предлагают научные или инженерные проекты, в которых они могут принять участие в рамках своей магистерской программы. Таким образом, цель Инженерной школы заключается в том, чтобы сформировать у студентов комплекс ключевых компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.

В настоящее время в состав «Инженерной школы ГУАП» входят: Лаборатория кибербезопасности INFOWATCH–ГУАП, Лаборатория интернета вещей, Лаборатория робототехники, Лаборатория энергетики, Лаборатория беспилотных авиационных систем, Лаборатория искусственного интеллекта, а также научно-образовательный акселератор «Инженерный гараж» и Студенческое конструкторское бюро «Силовые машины». Кроме того, в 2018 году на базе университета, совместно со Сколковским институтом науки и технологий создан Северо-Западный центр Национальной Технологической Инициативы по направлению «Технологии беспроводной связи и интернета вещей».

Для развития качественного инженерного образования важна не только модернизация внутренней структуры, но и связи вуза с окружающим миром и, прежде всего, потенциальными работодателями выпускников. У ГУАП существуют наработанные десятилетиями формы такого взаимодействия: привлечение представителей работодателей к образовательной деятельности, организация практики студентов на предприятиях, создание базовых кафедр. Все это не потеряло актуальности и сегодня.

Говоря о современном инженерном образовании, нельзя не отметить динамику научно-технического прогресса в последние годы. В очень многих областях, особенно в сфере информационных технологий, знания, которые ранее оставались актуальными на протяжении десятилетий, сегодня устаревают в течение года. Поэтому обучение не завершается на этапе получения документа об образовании. Если раньше речь шла об образовании в процессе профессиональной деятельности для совершенствования, то теперь повышение квалификации необходимо специалисту, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Поэтому существенную роль начинает играть дополнительное профессиональное образование (ДПО) – повышение квалификации, переподготовка.

Но важно не само по себе дополнительное образование, а наличие еще одного звена образовательной цепочки. В ГУАП она выстроена так: среднее профессиональное образование – многоуровневое высшее профессиональное образование – подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование. Подобная структура предоставляет человеку возможность получать образование, поднимаясь до того уровня, который ему необходим. Достигнув определенного уровня и вступив на путь профессиональной деятельности, он может позже продолжить образование – на следующем уровне. Так на практике реализуется принцип «образование через всю жизнь».

Совершенствование профессиональных навыков достигается и с помощью внедрения в образовательный процесс методов подготовки WorldSkills. В феврале 2017 года ректор ГУАП Юлия Анатольевна Антохина и генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Наилевич Уразов подписали меморандум о взаимопонимании для участников международной рабочей группы FutureSkills – инициативы по модернизации трансформирующихся профессий, а также созданию профессиональных компетенций ближайшего будущего.

С этого момента, ГУАП, обладая значительным опытом организации и ведения проектной деятельности, а также вовлечения студентов в исследовательские работы, активно включился в работу с Ворлдскиллс Россия. Работая в тесном взаимодействии с индустриальными и бизнес партнёрами, ГУАП активно привлекал их к подготовке конкурсных заданий и методам оценки квалификации по стандартам WorldSkills. Так только в 2017-2018 годах при участии экспертов ГУАП были созданы и выведены на национальный уровень следующие новые компетенции WorldSkills:

Важным итогом этой целенаправленной работы стали многочисленные победы студентов ГУАП – участников различных чемпионатов профессионального мастерства. Так, в финале III всероссийского чемпионата WorldSkills, который проходил в ноябре 2019 года представители ГУАП завоевали 5 золотых, 1 серебряную и 1 бронзовую награды – это лучший результат среди Петербургских вузов и второй результат в общем зачете. А в 2020 году вуз получил статус Специализированного центра компетенций по инженерии космических систем. Специализированные центры компетенций – масштабный всероссийский проект Союза WorldSkills.

Центр занимается развитием профессий и профессиональных сообществ WorldSkills, обладает современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям союза, а также наличием экспертов для обучения и оценки знаний участников. К аккредитации такого центра ГУАП шел несколько лет, вкладываясь в подготовку участников и экспертов, в развитие технологической базы. Университет, единственный в Северо-Западном регионе, показал достаточную экспертность в области инженерии космических систем.

Динамичное развитие различных отраслей промышленности, нуждающихся в высококвалифицированных кадрах, дает мощный стимул к дальнейшему совершенствованию инженерного образования в России, а также уверенность в том, что выпускники технических вузов будут обеспечены интересной работой и достойной зарплатой. Сегодня ГУАП – один из немногих вузов, набор студентов в который увеличивается из года в год.

Это происходит благодаря серьезной, вдумчивой работе с абитуриентами и активной популяризации университетом инженерного образования. В вузе работает несколько учреждений для учащихся старших классов: юношеская аэрокосмическая школа высоких технологий «Авионика», школа инновационных технологий «Орион», которые занимаются обучением детей с 8-го по 11-й класс, малый факультет в составе Института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике. Обучающиеся здесь школьники имеют возможность бывать на предприятиях, в лабораториях и технопарках. Кроме того, в этих учреждениях идет активная работа по повышению уровня преподавания физики и математики – это основные предметы, которые требуются для поступления в наш университет.

«Авионика» работает на базе Института аэрокосмических приборов и систем. Ее ученики знакомятся с азами авиации, ракетостроения, космонавтики, приборостроения, радиоэлектроники, прикладных информационных технологий, а занятия проводятся, в том числе, и на аэродромах, тренажерах авиационной техники. Школа «Орион» учреждена на базе Института фундаментальной подготовки и технологических инноваций. Обучение там сопровождается разработкой собственного инновационного проекта под руководством преподавателей.

Более десяти лет на базе ГУАП ежегодно проходит крупнейший в Петербурге фестиваль школьников «Ветер Перемен», основная задача которого - популяризация инженерного образования. Только в рамках данного фестиваля ГУАП сегодня сотрудничает более чем со 120 школами Петербурга и Ленобласти. Благодаря этому, старшеклассники получают необходимую им для выбора профессии информацию.

Еще одним знаковым для университета событием является ежегодный Всероссийский форум космонавтики и авиации «КосмоСтарт», который ГУАП организует с 2016 года совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» и Северо-Западной межрегиональной общественной организацией Федерации космонавтики РФ, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». «КосмоСтарт» – значимое событие в жизни действующих и будущих специалистов ракетно-космической и авиационной отрасли России. Постоянными участниками Форума являются российские и советские летчики-космонавты, представители ведущих предприятий аэрокосмической отрасли, популяризаторы космической науки. За 5 лет проведения Форума его участниками стали не только несколько тысяч человек из более чем 20 регионов России, но и иностранные гости.

ГУАП постоянно внедряет в жизнь все новые проекты. Например, уже в 2020 году в университете открылось городское пространство коллективной работы «Точка кипения – Санкт-Петербург. ГУАП». Это уникальный федеральный проект, создающий современные условия для различных сообществ, которые могут реализовать свои идеи. В «Точке кипения» вуз также будет развивать программы, связанные с профессиями будущего и ориентированные на высокотехнологичную индустрию.

Еще одна важная задача для университета в настоящее время – повышение авторитета и престижа его выпускников. Одним из инструментов достижения этой цели станет общественная организация «Ассоциация выпускников ЛИАП-ГУАП», которая начала свою работу в конце 2020 года. Университет давно и осознанно проводил большую работу по организации взаимодействия со своими воспитанниками и три больших «Слета выпускников» в 2006, 2011 и 2016 годах показали, значительную силу и огромный потенциал студенческого братства ЛИАП-ГУАП. Однако с появлением «Ассоциации выпускников» эта работа выйдет на принципиально новый уровень.

Мы гордимся тем, что сохранили уникальный в мировой образовательной практике профиль – аэрокосмическое приборостроение. ГУАП отличается от других вузов тем, что занимается не оболочкой летательных аппаратов, ракетоносителей, а их начинкой – разработкой всей радиоэлектроники, а также обучением отслеживания этих летательных аппаратов. Однако сегодня ГУАП – это не только космос и авиация. К традиционной специализации университета добавился целый комплекс новых направлений.

Сегодня в вузе интенсивно развиваются социальные и гуманитарные направления: юридическое образование, экономическое, осуществляется выпуск специалистов по лингвистике и рекламе. Эти направления являются новыми по сравнению со старейшими кафедрами, но их научные школы также имеют свою историю, а кроме того, преподавательский состав гуманитарных кафедр отличается высоким процентом докторов и кандидатов наук. Кандидатские и докторские диссертации показывают высокий исследовательский уровень проводимых работ, демонстрируют высокую планку качества научной подготовки и, следовательно, образования в университете.

Как и прежде, сегодня ГУАП осуществляет целевую подготовку специалистов оборонной направленности. Силами университета обеспечивается кадрами представительство «Роскосмоса» в Петербурге – «Арсенал». Активно идет сотрудничество с «Росатомом», который крайне заинтересован в выпускниках Института радиотехники, электроники и связи; с холдинговой компанией «Ленинец», президент которой, Анатолий Александрович Турчак и его сын, Андрей Анатольевич Турчак, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, – выпускники ГУАП. Концерн «Гранит-электрон», который занимается, в первую очередь, судостроением, также нуждается в наших специалистах.

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ГУАП сегодня является Военный учебный центр, который неизменно пользуется популярностью у абитуриентов. Там готовят офицеров запаса, а также офицеров для военной службы по контракту в Вооруженных силах РФ по военно-учетным специальностям. С 2014 года ГУАП готовит, в том числе сержантов и солдат. Наши студенты подписывают контракт с Министерством обороны, получают дополнительную стипендию и по окончании обучения командируются для прохождения военной службы.

Университетом проводится целенаправленная работа по совершенствованию качества учебного и научного процессов. Руководство данной работой осуществляется Советом по качеству научно-образовательной деятельности Университета, возглавляемого ректором ГУАП доктором экономических наук, профессором Ю. А. Антохиной.

В 2018 г. Университет успешно прошел государственную аккредитацию по более чем 650 образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. В 2020 г. были подготовлены и успешно прошли профессионально-общественную аккредитацию Союзом «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» ведущие направления подготовки Университета по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. С целью самооценки деятельности и постоянного повышения качества образовательных услуг на соответствие критериям по качеству Университет принимает участие в конкурсе на соискание премии по качеству Санкт-Петербурга, и в 2017 г. ГУАП была присуждена награда Правительства Санкт-Петербурга – почетный знак «За качество товаров (продукции), работ и услуг».

В 2018 году была успешно проведена очередная ресертификация СМК ГУАП в Международной системе сертификации IQNet. По ее результатам Университету были вручены сертификаты на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001–2015 применительно к ведению образовательной деятельности в сфере высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования российских и иностранных граждан и проведению научных исследований.

Еще одна важнейшая для университета задача – развитие кадров. В настоящее время в ГУАП созданы весьма привлекательные финансовые условия для профессорско-преподавательского состава. И теперь основная цель вуза – повышение качества работы. Для реализации этой задачи в ГУАП введены критерии эффективности для научно-педагогических работников. При этом руководство университета понимает, что необходимо не просто мотивировать, но и развивать сотрудников, в первую очередь молодых специалистов. Именно поэтому в 2018 году в вузе запущен новый стратегический проект – программа подготовки кадрового резерва «Школа ключевых исследователей ГУАП». Стоит отметить, что ГУАП запустил такую программу для работников вуза одним из первых в Петербурге.

Мировая научная известность ГУАП основана на партнерских отношениях с многочисленными зарубежными образовательными структурами. Университетом подписаны соглашения о сотрудничестве в области научных исследований, академических обменов, стажировок, создания совместных лабораторий, проведения совместных международных мероприятий с такими университетами, как: Массачусетский технологический институт (США), Университет Западного Онтарио (Канада), Пекинский аэрокосмический университет (Китай), Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики (Китай), Университет штата Индиана (США), Университет Франш-Конте (Франция), Технологический университет г. Лаппеэнранта (Финляндия), Государственный университет Нью-Йорк в Стоуни Брук (США), Автономный университет г. Пуэбла (Мексика), Университет Вулверхэмптона (Великобритания), Сианьский аэрокосмический университет (Китай), Будапештский университет технологий и экономики (Венгрия), Университет Бен-Гуриона (Израиль), Высшая национальная школа авиации и космоса (Франция), Университет прикладных наук г. Турку (Финляндия), Политехнический университет передовых технологий (Франция), Университет прикладных наук Хаага-Хелиа (Финляндия), Шанхайский политехнический университет (Китай) и многими другими.

В 2021 ГУАП отметил 80-летие со дня своего основания, и к этой важной дате университет подошел не только с хорошими текущими результатами, но и серьезными перспективами. Без сомнения, важнейшим подтверждением этому стала победа университета в конкурсе программ развития, по итогам которого в конце 2021 года ГУАП стал участником программы «Приоритет 2030». Срок реализации программы – 10 лет, она будет проходить в два этапа: 2021-2025 и 2025-2030 годы.

Для того чтобы стать современным многопрофильным техническим университетом, реагируя на внешние и внутренние вызовы, ГУАП в программе развития с учетом имеющихся компетенций фокусируется на четырех ядерных направлениях – аэрокосмосе, приборостроении, информационных технологиях и искусственном интеллекте, а также глобальных проблемах современности. Программа развития ГУАП имеет трехмерную структуру и, помимо ядерных направлений, учитывает планы мероприятий по достижению целевой модели, то есть девять политик университета, и пять стратегических проектов, также направленных на достижение целевой модели.

Реализация программы развития ГУАП позволит к 2030 году трансформировать вуз в многопрофильный исследовательский университет в сфере прикладных инженерных разработок, один из лучших в России и заметный в мире, который будет заниматься подготовкой кадров для высокотехнологичной индустрии и разработкой передовых технологий.

Награды и почетные звания